Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- прямо или косвенно намекать о своем намерении: «Лучше бы мне умереть», «Скоро все проблемы будут решены», «Вы еще пожалеете, когда я умру!»…;
- косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
- много шутить на тему самоубийства;
- проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
- раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать, например, неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашних заданий, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Ситуационные признаки:
Человек может решиться на самоубийство, если:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
- живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки суицида;
- имеет склонность к самоубийству вследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически настроен по отношению к себе.
Что делать?
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
- Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя тяготит?
- Ты думал, когда-нибудь о самоубийстве?
- Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Утверждение о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве. Но вскоре опять вернется к этим же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Примечательно, что курс лечения подростка, попавшего после попытки суицида к специалисту, в основе своей предполагает теплые отношения между врачом и пациентом, которых так не хватает подростку в повседневной жизни. Врач должен дать понять подростку, что он всерьез воспринимает его попытку к самоубийству, что проблемы пациента действительно нелегкие, но они разрешимы, но не столь кардинальным способом. Так неужели чужой человек поймет и поддержит моего собственного ребенка лучше, чем я сам.
Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!
Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда фундамент смысла жизни из-под ног ушел – дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совершаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.
Кто, если не вы?
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
- Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
Родительская консультация
”Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения“
Признаки депрессивных реакций у подростков
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
В случае нахождения ребёнка в кризисном состоянии:
ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы…
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Явление распространенное в нашем обществе - применение физических наказаний. Причины применения физических воздействий на детей, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Нравственную установку у ребенка можно и должно воспитывать постоянно, кропотливо и настоятельно, словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства быть любящими родителями.
Заповеди мудрого родителя:
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет.
Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…».
Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы воспитательная беседа после детского проступка происходила без свидетелей.
Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность.
Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых.
Общие рекомендации по успешной адаптации первоклассника
Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по успешной адаптации вашего ребёнка. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе учебного процесса:
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- предоставляйте право на ошибку;
- не думайте за ребёнка;
- не перегружайте ребёнка;
- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
- устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей:
1)Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
сбалансированное питание;
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2)Формируйте у ребенка умения общаться:
обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности:
учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов!
составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.
5) Тренируйте руку ребенка:
развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
Счастливого пути по дорогам знаний!
ГРУМИНГ— это установление дружеских отношений с ребенком (подростком) взрослого злоумышленника с целью последующего насилия. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника, модного фотографа, владелица модельного агентства и т.д. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие, пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и пр.) и договориться о встрече.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ТЕБЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ГРУМИНГ:
Следи за информацией, которую ты выкладываешь в Интернете.
Не выкладывай свои личные данные: домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.д. Помни, любая информация может быть использована против тебя, в том числе в корыстных и преступных целях. Будь осторожен при общении с незнакомыми людьми. Старайся рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
Используй псевдоним при общении в чатах, пользовании онлайн играми и других ситуациях.
Не размещай и не посылай свои фотографии незнакомцам. Будь внимателен, если тебя просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
Если новый знакомый пытается говорить с тобой на неприятные или пугающие тебя темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщи об этом родителям или взрослым, которым ты доверяешь.
Сохрани факт груминга, например, сделай снимок с экрана (screen-shot: фото экрана компьютера - кнопкой PrintScreen).
Если ты пользуешься чужим устройством для выхода в Интернет, не забывай выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняй на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
Никогда не соглашайся прийти в гости к человеку, с которым познакомился в Интернете и не приглашай его к себе! Твои собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайся на уговоры встретиться один на один, особенно - в безлюдном месте!
Всегда помни, что в Интернете каждый может представить себя не тем, кем на самом деле является!
КИБЕРБУЛЛИНГ — это унижение или травля в Интернете, жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ТЕБЕ, ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ С КИБЕРБУЛЛИНГОМ:
БУЛЛИЦИД – доведение до самоубийства путем психологического насилия. Может быть, как результат кибербуллинга. Уже в некоторых странах принят закон "О вредных цифровых коммуникациях", согласно которому кибербуллинг (издевательства в сети) и онлайн-троллинг признаны уголовными преступлениями, и теперь тот, кто использует лексику с угрозами, запугиваниями или оскорблениями в адрес другого человека в сети, может быть оштрафован или даже получить тюремный срок. Также караются пользователи, занимающиеся подстрекательствами, издевательствами и унижениями.
КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО — один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), а так же злоупотребление доверием человека с целью причинить ему материальный или иной ущерб.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ТЕБЕ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ КИБЕРМОШЕННИКОВ:
ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ – информация, представляющая угрозу или вызывающая у человека неприязнь: видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию, пропаганда и распространение наркотиков, информация суицидального характера и т.д.
ВСЕГДА ПОМНИ:
ИНТЕРНЕТ
может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха и общения с друзьями.
Но, как и реальный мир, Сеть может быть опасна!
Будь бдителен! Уважай и береги себя и своих близких!
Если вдруг ты или твой друг оказались в сложной жизненной ситуации, то помните – всегда есть люди, готовые помочь!
Информация педагога – психолога
”Особенности полового воспитания в разных возрастах“
Значительную роль в гармоничном развитии подрастающего поколения играет половое воспитание - это трудная и чрезвычайно деликатная проблема, она требует кропотливой систематической работы семьи, школы и врачей.
Одним из прав ребенка является получение полового воспитания.
Половое воспитание следует понимать как совокупность трех аспектов: духовно - нравственного, сексологического и медико-гигиенического образования и воспитания.
Цель полового воспитания – воспитать целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни.
Половое воспитание формирует у детей и подростков правильное отношение к вопросам пола. Как выглядят девочки и мальчики? Какие существуют внешние и внутренние отличия между ними? Как общаться и какие отношения строить с противоположным полом? Это широкое направление, охватывающее стиль одежды, манеры, поведение, хобби противоположных полов, а также их отношения. Половое воспитание способствует правильной самоидентификации, помогает девочкам вырасти в успешных женщин, а мальчикам – в настоящих мужчин.
Вопросами сексуальности ребенка должно заниматься учебное заведение в сотрудничестве с семьей. Конечно, семья играет важную роль, но, к сожалению, не все родители способны или желают говорить на эти темы дома. Причиной может быть, например, недостаток полового образования у самих родителей. Некоторые считают, что обсуждать эти проблемы неприлично. Взрослые стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые интересуют детей и подростков. А интерес этот появляется еще в дошкольном возрасте, когда ребенок случайно увидев, что строение его половых органов не такое, как у соседа (соседки), спрашивает об этом у родителей. Запреты говорить об этом, а тем более угрозы и шлепки неуместны, потому что ребенок начинает недоумевать, почему рассматривать свои и чужие руки, ноги, носы - можно, а половые органы - нельзя. У него появляется мысль, что они, видимо, таят в себе особый смысл и с ними связано что-то нехорошее. Это побуждает ребенка еще усерднее их изучать, но уже тайком от взрослых.
Особый страх у родителей вызывают вопросы, относящиеся к «тайне» появления детей на свет, в т. ч. и самого себя. Бояться их не нужно, ибо они естественны. Следует отвечать просто и доступно, без смущения и волнения, не детализируя, не прибегая к вымыслам и сказкам об «аистах» и «капусте». Отказ отвечать на вопросы (мол, ты еще мал) лишь подогревает интерес ребенка.
Обследование показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. И эта информация откровенна, но очень неточна, часто опошлена. Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви, подчеркивая именно физиологическую сторону сексуальных отношений.
Неподготовленность и неосведомленность детей и подростков в вопросах пола нередко оборачивается потерей здоровья и тяжелыми жизненными драмами. Поэтому половое воспитание нужно начинать уже в раннем возрасте и проводить его нужно индивидуально, с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей.
Начинать такой разговор нелегко, но необходимо. Такие разговоры вести лучше с сыном отцу, а с дочерью - матери.
Лучше, если ребенок узнает об этих явлениях на год раньше, чем на час позже. Упустить время – значит способствовать появлению у детей недоверия и критического отношения к родителям.
Половое воспитание — это обучение в объективном ключе в соответствии с возрастом и уровнем развития учащегося. В половом воспитании всегда учитывается возраст ребенка — разговор идет именно о том, что уместно для конкретного возраста. На детские вопросы нужно обязательно давать честные ответы, и даже если ребенок не задает вопросов, взрослый должен поговорить с ним на темы, соответствующие возрасту, например, рассказать в общих чертах, откуда появляются дети, и научить названиям частей тела. Если ребенок спрашивает, откуда берутся дети, и его устраивает ответ, что ребенок растет у мамы в животе, более подробно в данный момент рассказывать и не надо. По мере того, как ребенок становится старше, постоянно добавляется новая информация.
В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Половое воспитание детей детсадовского возраста скорее следует называть воспитанием чувств и безопасности. В ходе занятий детям даются знания и навыки, соответствующие возрасту и уровню развития. Также формируется положительное отношение к таким ценностям, как положительное отношение к себе и другим, осознание ценности своего тела, признание различий и т. д. Эта информация укрепляет уверенность ребенка в себе и способствует развитию безопасности.
Одна из причин, почему половое воспитание нужно начинать именно в детском саду, — это предотвращение сексуальных преступлений. К сожалению, они очень часто совершаются именно в отношении детей детсадовского возраста которых, можно назвать «легкой добычей»: их сопротивление легко сломить, они не понимают происходящего и знают, что именно взрослый должен их защитить.
Детей нужно научить правилу трех шагов, чтобы они умели его применить, если кто-то чужой к ним прикасается или делает что-то неприемлемое: 1) скажи «нет»; 2) уходи немедленно и 3) расскажи взрослому, с которым безопасно.
Детские психологи советуют родителям не стимулировать познавательную деятельность ребенка в половых вопросах в раннем возрасте, а дождаться, когда он задаст вопрос сам. Уже в 2–3 года он может внезапно спросить: «Как я появился? Что у тети в животике, почему он большой?». В такой момент родителям важно не растеряться и подобрать правильные слова. Простое и ясное пояснение, как правило, полностью удовлетворяет любопытство ребенка и не вызывает шквал других вопросов. Все происходит постепенно.
В 2-3 года дети интересуются своим телом, отличиями между мальчиками и девочками. В 3-4 года они выясняют, откуда берутся дети, а в 4-5 лет – как попадают маме в живот и как выходят оттуда. Если родители в 5 лет все еще рассказывают про капусту, дети чувствуют фальшь и начинают интересоваться этими вопросами у сверстников.
Например, на первом этапе (в 3-5 лет) ребенка интересует вопрос, как он появился. И ему достаточно будет узнать, что он вырос у мамы в животике, а потом, когда стал уже младенцем, доктор помог его достать из животика. На этом можно сделать паузу – возможно, уже этой информации будет достаточно.
Позднее (в 5-7 лет) у малыша могут возникнуть вопросы более детальные. Например, как он 2 попал в животик, и как доктор его достал. И здесь можно воспользоваться картинками из детских энциклопедий и рассказать, что папина и мамина клеточка соединились (скорее, всего, пояснений не потребуется) и стала постепенно расти, превращаясь в человечка. Здесь уместно будет рассказать коротко об этапах формирования плода – от нескольких клеточек до ручек, ножек и полноценного малыша. Обязательно отметить, как сильно ждали его появления, готовились. Можно посмотреть альбом с фото УЗИ и первыми фото малыша.
В 5 ЛЕТ. Дети 5 лет активно выстраивают отношения со сверстниками. Они продолжают интересоваться информацией о половых различиях и деторождении. В этом возрасте следует поднимать вопросы нравственности, разговаривать о дружбе, семье, любви к маме, папе, братьям и сестрам.
В 6 ЛЕТ. В этом возрасте ребенок активно готовится к школе. Развиваются его умственные способности и мелкая моторика, позволяющая осуществлять письмо. Он задает все больше вопросов о половых отношениях, его начинают интересовать тонкости. В 6 лет важно сформировать такие понятия, как стыдливость, сдержанность, готовность прийти на помощь.
В 7 ЛЕТ. Даже при отсутствии полового воспитания школьник знает об анатомических отличиях девочек и мальчиков. Но, как правило, проявляет стеснительность в обсуждении таких вопросов и понимает, что говорить о сексе неприлично. Если это не принято в семье, он перестает задавать вопросы и черпает информацию на стороне. Период от 7 до 12 лет можно назвать началом детского романтизма. Ребенок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые скажет при встрече. Начинается пора первых ухаживаний.
В 8 ЛЕТ. Интерес к сексуальной тематике растет и часто становится предметом шуток и интересных рассказов среди сверстников. Дети могут использовать неприличные слова, не вникая в их смысл. Начинает четко проявляться идентификация к половой принадлежности. Это выражается в выборе спорта, хобби, увлечений и игр. Девочки и мальчики стремятся завести надежных друзей, как правило, своего пола. В 8 лет правильному половому воспитанию будет способствовать совместные занятия «мужскими» и «женскими» делами, доверительные беседы на тему взаимоотношений в коллективе.
В 9–10 ЛЕТ. Наиболее важный период в половом воспитании – у многих детей начинается половое созревание. Следует затронуть такие темы, как эмоциональные скачки, предстоящие гормональные и физиологические изменения. Девочкам нужно рассказать о гигиене во время менструации, о прокладках и тампонах. Вместе с тем важно учить нравственности, чести, говорить о правилах поведения с противоположным полом.
В 11–12 ЛЕТ. В этом возрасте дети предпочитают знакомиться с темой секса, изучая энциклопедии, медицинские схемы и фото. Гормональная перестройка провоцирует все больший интерес к собственному телу. Девочки и мальчики стремятся больше узнать о строении половых органов, половом акте. Получение правдивой информации снимает естественный эротический зуд и воспринимается как подготовка к практике. В разговоре с детьми важно затронуть институт брака, роли мужчины и женщины в семье, вопросы ответственности за половые отношения и возможное появление детей после начала менструаций у девочек. Следует объяснить, что они только готовятся стать взрослыми и прежде чем перейти к практике, нужно пройти все этапы развития. Необходимо спокойно внушать ребенку, что секс – это хорошо, но это только для взрослых.
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. В настоящее время сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, чем в 20 веке, а вот эмоциональное созревание – замедляется. Чтобы помочь подросткам дать знания и информированность о знаниях, рисках необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
Начиная с 13-14 лет подростки могут вступать в первые половые отношения при недостаточном половом воспитании. Возникают первые влюбленности и повышается интерес к противоположному полу. Следует поднять темы контрацепции, инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Важно не заострять внимание на негативных аспектах. Предупредить раннее начало половой жизни помогут увлечение спортом, обсуждение вопросов нравственности, различных моделей поведения. Первые признаки полового созревания наступают между 9-14 годами - у девочек и между 10-15 годами – у мальчиков. К этому моменту они должны получить достаточно точное представление о половом развитии и гигиенических навыках, об анатомии половых органов, о размножении, о беременности и родах. Изменения, происходящие в организме подростка, не должны стать для него неожиданностью.
Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характеризуется полным отсутствием гармонии. Мальчики и девочки еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства.
Задача взрослых – настроить ребенка на то, чтобы он думал о сексе в будущем времени, а не в настоящем. А пока пусть у него формируется свое отношение к этой теме и понимание того, что секс неразрывно связан с ответственностью за себя и за своего любимого человека.
Если родители поняли, что их ребенок влюблен и любовь эта безнадежная, несчастная, изматывающая, они должны чутко следить, чтобы нервозность, грусть, депрессия не переходили в патологические формы – неврозы, суицидальные явления. За ребенка придется бороться, в т. ч. с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов.
Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно формировать у них нравственные понятия, как целомудренность помыслов, отношений, встреч. Девушка, например, должна вести себя так, чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни, тем более, у случайных знакомых не возникло и помыслов о том, что с данной девушкой им будет легко добиться интимной близости. Очень часто неправильное поведение девушки приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, к неисчислимым бедам надломленной личности. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка должна оставаться женственной, красивой и недоступной.
Необходимо воспитывать в детях ответственность за свои поступки. Необходимо убедить подростка, что любовь – выше чисто телесных наслаждений, что высшее предначертание жизни – продолжение рода.
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Семья воспитывает всем образом своей жизни. Самую большую роль в половом воспитании девочек и мальчиков играет личный пример родителей. Грош цена красивым речам, если закончив наставление сыну, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Недопустимо, чтобы жена критиковала при детях действия отца, унижала его, даже если заслуженно. Сын усваивает, глядя на отца, свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола, а для дочери отец - возможный идеал будущего супруга.
Если семья совместно планирует и проводит досуг, если дети видят согласие и дружбу между родителями – это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.
В возрасте 7-9 лет происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье в этот период мальчики тянутся к отцам, а девочки – к матерям. Задушевные доверительные беседы, совместные занятия «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами.
КНИГИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Сегодня существует множество энциклопедий.
Книга «Мое тело, мои чувства» Рюбель Д. подходит для детей младшего дошкольного возраста. Она по-доброму рассказывает об отличиях девочек и мальчиков, особенностях тела, помогает понять свои чувства и эмоции.
Книга «Давай поговорим про это», Харрис Р. рекомендована к чтению с 5 лет. Какие еще книги можно почитать с детьми: 3-7 лет – Шукшина С.Е. «Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры», Селиванов А.А. «Мое тело. Главная книга хороших привычек».
9-12 лет – Фадеева В.В. «Как взрослеет мое тело». А также книги с главными героями такого же возраста, раскрывающие общение и взаимоотношения без эротики.
12-15 лет – Мартынюк Д.П. «До 16 и старше».
МУЛЬТФИЛЬМЫ И ФИЛЬМЫ. Большинство детей видят постельные сцены еще в дошкольном возрасте. Они знакомятся с сексуальностью через рекламу, фильмы, а позже через интернет. Информации много, но чаще она несет больше вреда, чем пользы. Чтобы воспитать культуру половых отношений, в разном возрасте рекомендуется просматривать разные мультфильмы и фильмы: 3-4 года – «Король Лев», «Винни-пух», «101 далматинец», «Книга джунглей», «Дамбо». Ребенок изучает межполовые отношения и роли в семье через животных.
5-7 лет – «Простоквашино», «Праздник непослушания», «Тайна третьей планеты», «Мери Поппинс». Детям важно видеть романтический образ любви, семьи, отношений с близкими.
9-12 лет – ВВС «Он и она», «Невероятное путешествие внутрь человеческого организма». Документальные фильмы помогают сформировать здоровое отношение к своему телу, узнать о предстоящих изменениях и этапах взросления.
12-15 лет – «Дневник Насти», «Шесть раз», «Мы – женщины», «9,99 долларов», «Морщинки», «Нити». Фильмы учат справляться со сложными ситуациями, видеть и осознавать свои проблемы, доверять их близким, что очень важно, так как в этом возрасте половое созревание опережает психическое.
16-18 лет – «Эксгибиционист», «Очень мрачное кино», «Охотник», «Класс», «Говори», «Субмарина», «Загадочная кожа».
Фильмы затрагивают различные аспекты сексуальности и помогают выработать правильное отношение к отклонениям. Своевременное и тактичное информирование детей о взаимоотношении полов не влечет никаких негативных последствий. Ребенок адекватно воспринимает себя и свое тело, приобретает иммунитет от «грязи».
Недостаток полового воспитания, напротив, вызывает множество заблуждений и травм, способствует развитию различных отклонений в сексуальном развитии и дисгармонии семейных отношений в будущем.
Важно заложить основные ценности отношений, дать представление о роли мужчины и женщины, сформировать представление об ответственности перед партнером в отношениях и сформировать границы тела, личности и ощущение собственной ценности и важности.
Гармоничное, правильное развитие ребенка, его личности возможно при наличии здоровья, в том числе и психологического здоровья. И поведение детей, и их самочувствие очень часто могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления свойственны для "сигналов аварии" в психологическом здоровье мальчика или девочки?
Стресс – явление обычное в наши дни, а потому большинство людей успешно его преодолевают. Однако с детьми дело обстоит иначе. Для них стрессовая ситуация – это всегда что-то новое, неожиданное, шокирующее.
Они не знают, как выйти из стрессового состояния, даже не подозревают, что надо бороться. Только родители способны вытащить ребёнка, увязнувшего в стрессовом состоянии. Только их безграничная любовь, понимание, постоянное внимание могут сгладить влияние стресса на развивающуюся личность ребёнка.
Стресс – это реакция на раздражитель или стрессогенный фактор. В переводе с английского stress означает давление, нажим, напряжение. Стрессов бояться не стоит, ведь они неотъемлемая часть нашей жизни. Но от того, как человек реагирует на стресс, зависит, будет такая «встряска» полезной или вредной для психического и физического здоровья человека. Хорошо, если стресс побуждает к мобилизации всех сил, например, во время экзаменов или спортивных состязаний. Однако возможно и противоположное поведение – растерянность, тревога, апатия. Иными словами, не так страшен стресс, как пассивная реакция на него, когда вместо активных действий, направленных на решение проблемы, ее, проблему, пытаются загнать вглубь, что негативно отражается на психике и здоровье.
Возможен ли стресс у ребенка? К сожалению, дети подвержены стрессам так же, как и взрослые. Разница только в том, что ребенку с незрелой детской психикой сложнее справиться с неприятностями без посторонней помощи. Дети тяжело переживают смерть близкого человека, развод родителей, смену коллектива, переезд на новое место жительства. Но есть и сугубо детские проблемы, связанные с переходным возрастом, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.
Стрессу подвержены даже дети грудного возраста. У них он проявляется немотивированным (как может показаться на первый взгляд) плачем, отсутствием аппетита, нарушениями сна. Привести к таким ситуациям могут болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, похороны близкого, нарушение режима кормления, а также стресс, переживаемый родителями. Посещение детского сада и необходимость соблюдать дисциплину, появление нового ребенка в семье или выход матери на работу часто провоцируют стресс у детей дошкольного возраста. Но самым опасным является подростковый возраст. Бесконечные беседы дома и в школе по поводу успеваемости, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, необъяснимые для ребенка физиологические изменения в организме, сложные отношения с противоположным полом, заниженная самооценка или желание выделиться ... Да мало ли причин, которые могут вывести подростка из равновесия и повергнуть в состояние хронического стресса!
Распознать стресс у ребенка нелегко. Ведь пока ребенок мал, ему трудно рассказать о том, что его мучает, а когда становится старше – не желает делиться с близкими своими переживаниями. И родителям нужно научиться разбираться в состоянии ребенка по косвенным признакам.
Если ваш ребенок стал раздражительным, напряженным, тревожным, агрессивным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам; если у него, как правило, плохое настроение, возникают проблемы в общении; он непродуктивно распределяет свое время, обманывает, если ему кажется, что он никому не нужен или никто его не любит, то у вас есть все основания заподозрить неладное.
К перечисленным признакам стресса можно добавить проблемы с учебой из-за ослабления памяти и ухудшения концентрации внимания. Нередко возникает и потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию, нарушения речи, головная боль, расстройства пищеварения, сердцебиение, тошнота, повышенная утомляемость, боль неопределенного характера, не поддающаяся диагностике, склонность к аллергическим реакциям, частые простудные заболевания и инфекции.
На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:
Детки дошкольного возраста и совсем маленькие детки под воздействием стресса очень часто демонстрируют регресс в развитии, то есть скачок назад. Ребенок может просить соску, хотя уже какое-то время назад от не отказался, могут возникнуть проблемы ночного недержания мочи. Неспокойное внутреннее состояние может проявляться как постоянные капризы и истерики на ровном месте, как желание беспрерывно находиться рядом с мамой, у мамы на руках, видеть ее в зоне досягаемости, как нежелание самостоятельно засыпать и спать одному, а также возможны общие нарушения сна. Еще один момент, на котором стоит заострить внимание, когда речь идет о стрессе – внезапно появившаяся агрессия, при помощи которой ребенок пытается справиться с непонятным ему состоянием. Очень часто длительное нахождение в стрессовой ситуации провоцирует снижение иммунитета, поэтому такие детки болеют чаще своих сверстников.
Все вышеперечисленные признаки можно отнести и к маленьким школьникам, однако в этом возрасте появляются свои характерные особенности.
Ребенок может потерять интерес ко всему, что его раньше радовало - игрушкам, друзьям, кружкам и занятиям.
Очень часто в этом возрасте малыш периодически жалуется на то, что у него что-то болит, но не всегда это так, это могут быть так называемые мнимые боли, которые так же указывают на стресс. Но стоит быть внимательными и чуткими к состоянию ребенка, так как стрессовая ситуация может вызывать и вполне реальные головные боли.
Родителям, которые подозревают о возможном стрессе, влияющим на ребенка, следует обратить внимание и на самооценку ребенка, так как заниженная самооценка также свидетельствует о напряженном состоянии нервной системы школьника.
Что же делать, если все особенности поведения ребенка указывают на то, что он пребывает в стрессовом стоянии.
Очень часто все указанные признаки неблагополучия в психологическом состоянии и эмоциональной жизни усиливаются или проявляются в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся начало посещения детского сада или школы, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых, острая или длительная психотравмирующая ситуация.
В такие периоды, порой очень непростые, своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей порой требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее "заметными" для детского восприятия; в некоторых моментах перестроить свое эмоциональное взаимодействие с миром детей, может быть более ярко вспомнить свое детство для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к открывающемуся во всей своей красоте и противоречии к окружающему миру.
Стресс негативно сказывается на здоровье ребенка, и бороться с ним нужно, укрепляя нервную и иммунную системы. Проследите, чтобы он чаще бывал на свежем воздухе, регулярно и полноценно питался, попробуйте записать его в спортивную секцию, бассейн или, например, в кружок рисования. Помогите ребенку установить правильный режим дня, особое внимание – времени, отведенному на сон, ограничьте время, которое ребенок проводит перед телевизором или за компьютером. Научитесь сами и научите его простым упражнениям для релаксации. А самое главное – всегда спокойно реагируйте на все неприятности, «заразите» ребенка оптимизмом и умением радоваться жизни.
При наличии признаков стресса лучше всего обратиться к психологу. Однако не исключено, что вы и сами сможете справиться с проблемой, выяснив причину стресса. Постарайтесь помочь конструктивно ее разрешить: поговорите с классным руководителем, школьным психологом, поддержите ребенка морально – пусть он почувствует себя любимым и защищенным. Проанализируйте, не предъявляете ли вы к нему завышенные требования, не перегружен ли он дополнительными занятиями, секциями и кружками. Не забывайте: хорошие оценки не стоят потерянного здоровья. Ребенка обязательно нужно приучать рассказывать вам о своих детских страхах. Спокойно и уважительно отнеситесь к этим рассказам, постарайтесь вместе найти пути их преодоления.
Если ваш ребенок – подросток, не склонный к задушевным беседам, посоветуйте ему завести дневник и записывать все, что его беспокоит или раздражает, то, чего он стыдится. Это станет первым шагом к самоанализу, поможет научиться ясно выражать свои мысли и чувства, давать оценку поступкам – своим и окружающих, а со временем самостоятельно решать возникающие проблемы. Вместе с тем, не оставляйте попыток вызвать подростка на разговор. Для этого выберете темы, на которые вы с ним можете легко поговорить.
Наиболее часто стрессы у ребенка связаны с посещением врача, расставанием и т.д. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый. Дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать о стрессе.
В первую очередь вам необходимо понять причину стресса, поэтому обязательно нужно качественно проводить время с ребенком и обязательно говорить с ним, обсуждать прожитый день, эмоции, происшествия
Любой стресс нарушает психологическое равновесие, поэтому необходимо установить режим дня.
Контролировать, достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал даже после небольшой физической или психической нагрузки.
Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, активные игры позволяют ему «сжечь» стресс.
В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В (свежие фрукты, овощи, прием поливитаминов).
Отсутствие скандалов, истерик здоровая атмосфера в семье - это первый шаг к выходу из стрессового состояния.
Родителям нужно пересмотреть чрезмерные требования к собственному ребенку по поводу учебы и поведения. Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят.
Перед сном сделайте легкий массаж. Очень полезно плавание в бассейне.
Необходимо провести с ребенком предварительную ознакомительную работу по поводу того, что его ожидает впереди, однако эта информация должна быть краткой. Необходимо исключить все страшилки и не допускать общения с детьми, которые могут напугать вашего ребенка. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести ребенка через стресс внезапно.
Еще до наступления неприятного события начинайте строить перспективные планы наперед (после того, как стрессовая ситуация закончится). Это позволит ребенку ощутить, что все неприятное заканчивается, а потом наступает светлая полоса жизни.
Всем детям приходится сталкиваться с болезненными процедурами. Профилактические прививки, анализ крови, посещение стоматолога и т.д. у многих детей являются причиной стресса. Страх перед процедурой делает ее еще более болезненной, что еще больше усиливает стресс у ребенка.
Для того чтобы ребенок легко перенес процедуру, очень часто родители пытаются объяснить, что «не будет никакой боли», «это совсем не страшно». Многие родители до последнего момента скрывают от ребенка то, что ему будут делать какую-то процедуру, а это в дальнейшем подрывает доверие ребенка к словам родителей. Кроме того, когда ребенку говорят «не бойся», он слышит «бойся», потому что негативная приставка «не» всегда подсознательно опускается.
Поэтому если ребенок должен столкнуться с незнакомой процедурой, необходимо коротко, но понятно объяснить, в чем суть процедуры, где, и в каких условиях она будет проводиться. Очень важно объяснить понятными для ребенка словами, сколько она будет длиться. Необходимо ребенку объяснить, как себя лучше вести, что бы процедура прошла легче. Можно обговорить, чем ребенок будет заниматься после процедуры, возможно, даже определиться с подарком за правильное поведение при выполнении процедуры.
Общие методы профилактики стресса:
Часто многие люди, в том числе и дети, имея всё из желаемого, страдают. Бывает, что ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет, менее сыт. Почему?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Ему нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими успех, чтобы он мог реализовать свои возможности, научился уважать себя.
Благодаря чему ребёнок может быть счастлив?
Прежде всего его счастье зависит от той психологической среды, в которой он живёт и растёт.
Особого внимания заслуживает эмоциональный мир ребенка как наиболее чувствительный и зависимый от окружения. От эмоций, которые чаще всего переживает и обнаруживает ребенок, зависит успех его взаимодействия с окружающими, успех его социального развития, социализации.
Эмоции влияют на ход разных психических процессов:восприятия,
Упрощённо эмоции можно разделить на две группы: позитивные и негативные.
Позитивные эмоции повышают активность, энергию, жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость благодаря усилению работы сердечной системы, повышению темпа и глубины дыхания.
Негативные эмоции снижают активность, угнетают жизнедеятельность (эти эмоции могут стимулировать развитие неврозов, разрушать здоровье детей).
Негативные эмоции:
- эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия
Как, не желая того, родители могут формировать у детей отрицательные эмоции? Родители, которые при детях высказывают свои тревоги, сомнения, чаще всего сами порождают у детей страх за них и непосредственно - страх перед школой, создают иллюзию неуверенности.
Неуверенные в себе родители могут создать у ребенка впечатления, что они боятся разлуки и нуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.
Впечатлительные дети болезненно переживают унижение, оскорбление, обиду, продолжительное время возвращаются мысленно к неприятным событиям, которые вызвали отрицательные эмоции. Они неспособны быстро переключиться на новые цели. Эти дети долго помнят страх, оскорбление, несправедливость.
Беспомощность у таких проявляется главным образом во взаимоотношениях с ровесниками:
Способы формирования у детей положительных эмоций
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
Советы родителям.
Ритуалы, которые нравятся детям.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Подведение итогов
УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!!!
Психологические симптомы
– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
– невозможность переключиться на другую деятельность;
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
– предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей;
– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
Физические симптомы
– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
– сухость в глазах;
– головные боли по типу мигрени;
– боли в спине;
– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
– пренебрежение личной гигиеной;
– расстройства сна, изменение режима сна.
Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;
-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
Компьютерную зависимость легче предупредить, чем впоследствии бороться с нею!
Рекомендации родителям по предупреждению
компьютерной зависимости
Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить! Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
Информация для родителей
”Реальные вопросы о виртуальной проблеме. Интернет-зависимость“
«Иллюзорность виртуальной реальности, находящийся в виртуальной реальности человек, может установить только путем сравнения с действительностью».
Станислав Лем
Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости»
Зависимость – это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т.п. чужой волей, влиянием.
Понятие «компьютерная зависимость» появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.
Как и любое заболевание, компьютерная зависимость имеет свои психологические последствия. Одним из них является постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в виртуальной реальности и как следствие этого пренебрежение настоящими друзьями и семьей.
Еще одним следствием зависимости является состояние депрессии без компьютера. Интернет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование интернета. Подобно алкоголикам, которые скрывают свою зависимость, интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного в интернете.
Конечно, физический вред здоровью интернет-зависимость не так очевиден, как цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность инсульта при использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании интернета минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствую появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.
У детей и подростков наблюдаются четыре степени интернет-зависимости.
Первая-вторая стадия почти не требуют вмешательства – это естественный интерес, необходимый для жизни в современном мире. Достаточно разговаривать с детьми об их увлечениях и ненавязчиво отслеживать, чем они заняты, о чем пишут в соцсетях, во что играют. Хороший способ поднять родительский авторитет – обыграть ребенка в его игру или поддержать флэшмоб в соцсети.
Третья стадия свидетельствует о необходимости серьёзного вмешательства, консультаций с психологом. Надо «выдернуть электрод», обеспечив ребенку полноценную жизнь в реальности – сильные впечатления, дружную компанию, полезное занятие. Пусть лазает по веревочным лестницам и скалодромам, учится фехтовать или ездить верхом, играет в КВН, в крайнем случае использует компьютерные навыки для дизайна или написания программ. Договоритесь об ограничении времени за компьютером с правом раз в неделю или раз в месяц наиграться вволю.
Четвертая стадия, к сожалению, без вмешательства профессионалов может окончиться печально. Для определения степени тяжести заболевания, объема вмешательства и лечения, обратитесь к тем специалистам, к которым вас направит школьный психолог, врач из поликлиники или частной клиники.
Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А.Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда
Результаты:
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Правила для телевизора
Правила для планшета
Если ребенок любого возраста перед сном играет с гаджетом, то качество информации поступившей за день будет снижаться – будь то урок английского или алгебра в школе. Мозг просто в приоритет поставит в обработку задачи в компьютерной игре, а не формулу решения.
Поэтому позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
-Ребенку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7-10 минут в день.
-Для детей 7-12 лет норма – 30 минут в день.
-Дети 12-14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
-От 14-17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
-Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
-Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.
Что делать родителям для профилактики интернет угроз:
Чего не стоит делать родителям
Помните! Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
Лучшие способы побороть зависимость от смартфона
-Установить родительский контроль на телефоне ребенка
Смартфон давно стал привычной вещью не только в руках взрослого, но и ребенка. Многие дети получают свой первый мобильник чуть ли не с первого класса, чтобы всегда оставаться на связи с родителями. К тому же смартфон – это не только средство для звонков, но и довольно мощная образовательная и игровая платформа.
Тем не менее, многофункциональный гаджет в руках несовершеннолетнего может стать и источником проблем, связанных с посещением нежелательных сайтов в Сети или при скачивании вредоносного ПО. Поэтому в системе Андроид предусмотрена возможность установить родительский контроль на телефоне ребенка.
Основные функции родительского контроля:
Как поставить родительский контроль на телефоне ребенка
Ограничить ребенку доступ к определенным функциям телефона родители могут через настройки Андроида, магазина Google Play а также установив специальные приложения, которые устанавливаются на мобильное устройство.
-Настройте родительский контроль в Андроиде
Чтобы сделать гаджет максимально безопасным для ребенка, достаточно настроить ограничения доступа пользователя:
Ребенок сможет сам выбрать, какие приложения будут установлены у него на рабочем столе, а вот доступ к ним будут контролировать родители. Например, можно ограничить доступ к браузеру или назначить пароль к магазину Google Play.
Настроив родительский контроль, взрослые могут обеспечить своего ребенка самыми полезными приложениями для учебы, которые станут для него отличными помощниками на уроках в школе и при выполнении домашних заданий.
-Настройте Google Play
Чтобы ребенок не качал все подряд с полок виртуального магазина Гугла, родителям достаточно включить функцию «Родительский контроль» в самом приложении Google Play:
После этого Google Play дает возможность настроить фильтрацию контента. В играх, приложениях и фильмах устанавливаются ограничения по рейтингу, от 0 до 18 лет. А установленная галочка в разделе «Музыка» выставляет запрет на скачивание песен с ненормативной лексикой.
-Установите специальные приложения для контроль за телефоном ребенка.
Родители, которые беспокоятся о том, как установить контроль за телефоном ребенка, могут воспользоваться функциями специальных приложений. В Google Play есть несколько популярных и удобных программ для родительского контроля:
Родительский контроль Screen Time
Приложение Screen Time поможет родителям управлять временем, которое ребенок проводит в смартфоне. Программа состоит из двух частей: основного приложения и дополнения Screen Time Companion, которое ставится на ребенку на мобильное устройство.
После этого взрослые могут отслеживать всю активность на телефоне сына или дочери: какие игры запускает ребенок, сколько времени он уделяет развлекательным приложениям, что он смотрит или слушает.
Среди основных функций приложения Screen Time можно выделить:
Таким образом, если ребенок вместо уроков или обеда, как говорится, «залипает» в телефоне, родителям достаточно несколько раз нажать на нужные кнопки в приложении на своем гаджете, не отбирая у подростка его любимый мобильник.
Kid's Shell
Kids's Shell – это лаунчер для запуска только разрешенных приложений и игр на телефоне. С его помощью в мобильнике ребенка создается своеобразная безопасная зона. Также лаунчер можно установить и на родительский телефон, к которому ребенок имеет доступ. В этом случае блокируются звонки и SMS, а также доступ к Google Play.
Основные функции Kid's Shell
В PRO-версии за 200 рублей функционал приложения расширяется до запрета на доступ в Интернет, настройки рабочих столов, установки времени работы смартфона, а также встроенного плеера с полезным для ребенка контентом.
YouTube Детям
YouTube Детям – это специальное приложение, которое содержит развлекательные и познавательные видео. При этом если какое-либо видео не понравится родителям, им достаточно нажать на кнопку «Пожаловаться», и указанный ролик будет удален из программы.
Все видеоролики в приложении распределены по четырем категориям:
Благодаря большим кнопкам, управлять интерфейсом могут даже самые маленькие пользователи. Также смартфон с установленной программой можно подключить к телевизору и смотреть видео на большом экране.
Специальные настройки для взрослых позволят отключить функцию поиска, чтобы ребенок смотрел только видео главном экране, а также ограничат время работы программы.
Safe Lagoon
Safe Lagoon – универсальное приложение по родительскому контролю. Для его использования достаточно выполнить простые действия:
В профиле родители могут отслеживать активность ребенка в Сети и приложениях, устанавливать лимит на работу с программами и даже выставлять гео-периметр, в границах которого папа и мама всегда смогут увидеть, где находится их ребенок, и получат уведомление, если он вышел за границы определенной территории.
Функции родительского контроля в iOS
В iOS возможности фильтрации контента для ребенка развиты хорошо. Зайдите в настройки, пункт «Ограничения», создайте уникальный пароль (не забывайте его, а то придется настраивать устройство с нуля). Затем вы сможете заблокировать доступ к различным приложениям, в том числе камере и браузеру.
Еще один интересный пункт — настройки пароля. Здесь нужно выбрать, как часто будет запрашиваться пароль в AppStore — всегда или раз в 15 минут. Если выбрать «всегда», то не знающий пароля ребенок ничего не сможет загрузить. Также можно отметить, запрашивать ли пароль при установке бесплатных приложений.
Рекомендуем сайт: https://netka.by/ - Интернет-безопасность детей Беларуси.
Список сайтов рекомендуемых для ознакомления:
Как пользоваться функцией «Родительский контроль» в Windows 10 (https://root-nation.com/soft-all/howto-ru/ru-parental-control-windows-10)
Как настроить родительский контроль в Google Play (https://support.google.com/googleplay/answer/1075738?hl=ru)
Компьютерная зависимость у детей и подростков (http://16gdp.by/informatsiya/sovety-roditelyam/722-kompyuternaya-zavisimost-u-detej-i-podrostkov)
Гаджеты и дети. Как не попасть в зависимость? (https://mamin-papin.com/articles/rastyom/pravila)
Интернет зависимость у детей и подростков (http://kobrincrb.by/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov)
Родительский контроль на iOS и Android: тотальная слежка за ребенком (https://www.iguides.ru/main/apps/roditelskiy_kontrol_na_ios_i_android_totalnaya_slezhka_za_rebenkom)
Путеводитель по утилитам для родительского контроля (https://www.ixbt.com/soft/parental-control.shtml
Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой подросток может попасть на такие сайты случайно, кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке.
Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет-зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить! Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
Информация для родителей
”Мотивы, факторы и диагностические признаки (маркеры) суицидального поведения несовершеннолетних“
СУИЦИДАЛЬНО ОПАСНАЯ РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА
Среди суицидентов различаются две категории:
Информация для родителей
”МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ“
Мотивы суицидального поведения в детском и подростковом возрастах предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых. Основными среди них являются:
ФАКТОРЫ И СИТУАЦИИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией;
суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых;
симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф от неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков и молодежи установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс- факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией;
дополнительным фактором риска для подростков становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию). Хорошо разрекламированные попытки самоубийства или совершенное самоубийство могут привести к членовредительству в группе сверстников или иной схожей группе, которая, как зеркало, отражает стиль жизни или качества личности суицидального индивидуума.
Информация для родителей
”ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (МАРКЕРЫ) СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ“
Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Способы информирования о суициде:
К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
СИТУАЦИОННЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Необходимо хорошо знать индивидуальные психофизиологические и социально-психологические особенности ребенка.
Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал ли он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить на него внимание.
Выступление педагога социального Кравчёнок Е.Г.
23.09.2023 года
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Существует алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.
Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.
К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребёнка в занятия проституцией.
К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы личности относятся: изнасилование (ст.166 УК), насильственные действия сексуального характера (ст.167 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст.168 УК), развратные действия (ст.169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст.170 УК) и др.
Уголовным законодательством предусматривается ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, причем и в тех случаях, когда они совершены без подавления свободы воли потерпевшего путем физического или психического насилия и без использования беспомощного состояния подростка, т.е. с добровольного согласия потерпевшей (потерпевшего).
Таким образом, совершение указанных действий даже по обоюдному согласию является уголовно наказуемым деянием для того, кто уже достиг 18-летнего возраста. Степень половой зрелости, предшествующее поведение, наличие сексуальных контактов в прошлом и другие подобные обстоятельства, характеризующие потерпевшую (потерпевшего), не имеют значения для квалификации содеянного по ст.168 УК Беларуси. Санкция указанной статьи предусматривает два вида наказания – ограничение свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Проблема половых посягательств в отношении несовершеннолетних является одной из серьезнейших проблем современного общества. В последнее время, несмотря на ужесточение мер ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, наблюдается тенденция к увеличению подобных посягательств.
Особенностью некоторых уголовных дел является то, что обвиняемыми выступают близкие люди потерпевших – мать, отец и отчим. Официальная статистика правоохранительных органов не отражает полную картину половых посягательств, совершенных в отношении детей. Сложность ведения статистики по половым преступлениям в отношении несовершеннолетних обусловлена тем, что родители и дети скрывают подобные преступления.
Изучая информацию по фактам совершенных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также анализируя причины и условия их совершения, зачастую устанавливается бесконтрольность со стороны родителей за поведением подростков и ослабленные родительско-детские связи, а также неосведомленность несовершеннолетних с действующим законодательством в этом направлении.
Ввиду высокой латентности преступлений указанной категории в большинстве случае приходится сталкиваться с уже состоявшимися преступлениями. Одним из условий совершения преступлений в отношении малолетних является то, что они с учетом их уровня развития в силу своего возраста, естественной психосексуальной незрелости, ограниченности жизненного опыта не могут понимать характер и значение совершаемых в отношении них действий и оказывать сопротивление.
Противодействовать подготовительной стадии таких преступлений крайне проблематично. Кроме того, преступники заставляют детей скрывать случившееся, используя различные способы воздействия, в том числе шантаж (например: выложить фото-материалы в интернет, если ребенок начнет уклоняться от их требований). В ряде случаев, расследуя уголовные дела, выясняется, что они заводят знакомства с детьми в сети Интернет, перед этим изучают детскую психологию для того, чтобы быстро войти к детям в доверие. Порой присылают детям фото или видео-материалы порнографического содержания, рассказывая о том, что это сейчас модно и многие подростки живут этим. «Педофилы» стараются тщательно скрывают свою преступную деятельность, что приводит к многоэпизодности таких преступлений. Как результат, на протяжении нескольких месяцев, иногда и лет, могут совершаться преступления в отношении детей.
Иногда и проживающая совместно мать, зная о том, что отец либо отчим совершает в отношении ребенка преступления против половой неприкосновенности, стесняется заявить об этом в милицию, либо также боится последствий физического насилия.
Главная опасность рассматриваемой группы посягательств заключается в том, что половые преступления, совершаемые в отношении несовершеннолетних, грубо искажают представления ребёнка о мире, о себе и нарушают его взаимоотношения с другими людьми.
Каждый десятый ребёнок умирает, многие заканчивают жизнь самоубийством. Практически всегда свести счёты с жизнью ребёнка толкает пережитое насилие — физическое или моральное. Оно оставляет жестокий след на психическом и физическом состоянии ребёнка — у него вырабатывается комплекс вины, он считает себя хуже своих сверстников. Дети становятся замкнутыми и пугливыми, либо чересчур агрессивными. Лишь половина детей, которых судьба свела с педофилами, способны вернуться к нормальной жизни. Помочь здесь может только профессиональный психолог.
Избежать насилия можно. Для этого надо учить детей правильно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Ознакомьте детей в памяткой “Тело ребёнка и навыки личной безопасности”.
"Любить и беречь"
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
3. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
4. Избегайте свидетелей. Если возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!