Тема: ”От конфликта в семье – к гармонии отношений“

16.01.2021

 

Форма: занятие с элементами тренинга

Цель: формирование у участников умения определять причины конфликтов и находить способы их разрешения.

Задачи:

  • познакомить с понятием ”конфликт“
  • развивать навыки эффективной коммуникации;
  • формировать умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

Оборудование:бумага формата А4, ручки, фломастеры, буклеты с информационными материалами по теме, нить, ножницы.

Ход мероприятия

Вступительная часть

Ведущий. Создать семью очень сложно, а сохранить её ещё труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решать конфликты удаётся не всем: зачастую не хватает людям житейской мудрости. Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения семейных конфликтов и найти пути их решения.

Основная часть

Игра ”Невидимая связь“

Для проведения игры требуется моток прочных нитей. Все участники игры становятся в круг на расстоянии вытянутой руки. Ведущий заходит внутрь круга и рассказывает историю.

Ведущий.  Давным – давно жил на свете один мудрец. Однажды он решил обойти землю. Шёл он и дивился, насколько разные люди населяют её, сплёл мудрец длинную- длинную тонкую – тонкую нить и начал связывать этой тончайшей нитью всех добрых сердцем людей.

Рассказывая историю, ведущий одновременно вкладывает в руки каждого участника нить из своего клубка.

Ведущий. Нить эта была совершенно незаметна для человека. Те, кого мудрец связал ею, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Эти люди начали внимательнее относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили и тогда нить натягивалась, но не рвалась. Иногда ссорились – нить разрывалась, но в случае примерения оборванные концы связывались вновь, и образовавшиеся узелки напоминали о прошлой ссоре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто – то бережно хранил свою часть нити, передавая её в целости и сохранности из поколения в поколение. Кто – то оставлял на ней множество узелков. Но важно, что у каждого обладателя чудесного подарка появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал своими друзьями.

Вложив часть нити в руку последнего из стоящих в кругу участников игры, ведущий обрезает её и завязывает концы. Образуется замкнутый круг.

Ведущий. Сейчас в ваших руках чудесная нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Нить натянулась и реже руки. Такие отношения называются натянутыми. А сейчас давайте найдём такое положение нити, которое будет удобным для всех. Запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела!  (Организуется групповое обсуждение)

Вопросы для группового обсуждения

  • Какое у вас впечатление от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?
  • Чему эта игра научила вас?

         Ведущий. Сегодня мы попытаемся выяснить причины возникновения семейнных конфликтов и найти пути их решения. Как вы думаете, что означает слово ”конфликт“ (Ответы участников.) Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают  у вас , когда вы слышите это слово. (Как правило, участники называют спор, обиду,страх, потерю, боль, драку.)

Ведущий. В переводе с латинского ”конфликт“ – значит ”столкновение“. С точки зрения психологии, конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей.  

Конфликт, как и любое явление действительности, имеет свои плюсы и минусы. Что хорошего есть в конфликте? Ответить на этот вопрос нам поможет следующее упражнение.

         Упражнение ”Плюсы и минусы конфликта“

Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды. Первая команда ( ”Плюс“) получает задание сформулировать как можно больше позитивных последствий конфликта. Задание второй команде (”Минус“) – описать негативные последствия конфликта.

Команды отвеают, предлагая свои аргументы: ”Конфликт – это плохо, потому что...“ ( команда ”Минус“), ”зато...“( команда ”Плюс“).

В заключение упражнения  происходит обсуждение предложенных командами вариантов и подведение итогов.

Ведущий. О негативных последствиях конфликта можно говорить много: это и большие эмоциональные затраты, и вред для здоровья. И снижение работоспособности. Вместе с тем конфликт может выполнять и позитивные функции: способствовать получению новой иинформации, разрядке напряжённости, стимулировать позитивные изменения, помочь проявить отношения.

         Как вы считаете, можно ли избежать конфликтов в семейной жизни? (Ответы участников.)

Ведущий. Конфликтов не всегда можно избежать, поэтому очень важно научиться находить правильны пути их решения. Оскорбление, унижение человеческого достоинства, желание проучить, сильнее обидеть, стремление ”свалить“вину друг на друга можно отнести к разрушющим семейную жизнь. Очень важно, чтобы критические замечания, даже если они справедливы, были высказаны с глазу на глаз, не при детях или посторонних людях.

Как это ни парадоксально звучит, но конфликты могут выполнять и положительные функции: супруги вместе анализируют причины размолвок, ищут их прежде всего в собственных  словах и поступках, делают выводы и стараются не повторять ошибки.

Каковы же главные причины конфликтов? (Обсуждение в группах в течение 4 минут.)

Причины возникновения семейных конфликтов:

  • разные взгляды на семейную жизнь;
  • нереализованные ожидания;
  • неудовлетворённость потребностей, связанных с семейной жизнью;
  • пьянство одного из супругов;
  • супружеская неверность;
  • грубость, неуважительное отношение друг к другу;
  • нежелание одного из супругов участвовать в воспитании детей;
  • нежелание мужа помогать по дому;
  • бытовая неустроенность;
  • неуважительное отношение одного из супругов к родственникам другого;
  • финансовые проблемы;
  • различия в духовных интересах;

 

Упражнение ”Яблоко и червячок“

Ведущий. Предлагаю всем занять удобную позицию, закрыть глаза и представить на минуту, будто вы – яблоко.Спелое, наливное, ароматное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит:”Сейчас я тебя буду есть!“. Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. (Участники выполняют задание.)

Как, по вашему мнению, данное упражнение связано с темой нашей встречи? (Участники отвечают на вопрос.)

Учёные выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации

  • Конкуренция. Участники конфликта сосредоточивают своё внимание только на собственных интересах, полностью игнорируя интересы партнёра.
  • Избегание. Конфлитующие не выражают стремления отстаивать ни свои интересы, ни интересы партнёра.
  • Компромисс. Участники конфликта удовлетворяются достижением”половинчатой“ для каждой стороны выгоды.
  • Приспособление. Один из конфликтующих проявляет внимание к интересам другого в ущерб собственным.
  • Сотрудничество. Это стратегия, позволяющая учесть интересы обеих сторон.

А какие мы, взрослые, используем способы выхода из конфликтной ситуации чаще всего? Посмотрите, пожалуйста, на ответы, которые вы записали, выполняя предыдущее упражнение ”Яблоко и червячок“.

Примерные ответы участников

  • ”Сейчас как упаду на тебя и раздавлю“ (Конкуренция.)
  • ”Вон, посмотри, какая там симпатичная груша“ (Избегание.)
  • ”Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!“. (Компромисс).
  • ”Такая, видимо, у меня доля тяжкая!“(Приспособление.)
  • ”Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!“(Сотрудничество.)

 

Упражнение ”Выработка правил“

Ведущий. Давайте попробуем выработать памятку ”Пути решения      семейных конфликтов“

Памятка ”Пути решения семейных конфликтов“

  1. Умейте уступать. Уступать должны оба супруга. Первым всегда уступает тот, кто умнее, мудрее.
  2. Соблюдайте равенство и взаимоуважение. ”Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя“ (Л. Толстой.)
  3. Научитесь выдержке, такту, умению убеждать, аргументировать свою точку зрения.
  4. Старайтесь всегда понять друг друга.

Памятка ”Тем, кто хочет создать счастливую семью“

  • Принимайте друг друга такими, какие вы есть.
  • Доверяйте друг другу.
  • Умейте прощать.
  • Будьте открыты и искренни.
  • Общайтесь друг с другом, научитесьслушать и слышать.
  • Будьте уважительны к родителям супруга(и).
  • Принимайте совместные решения, поддерживайте друг друга.
  • Помните,что настоящая семья – этото место, где тепло, уютно, куда все время хочется возвращаться.

Подведение итогов

Ведущий. Терпение, любовь, забота, понимание, внимание, отходчивость, терпимость к недостаткам другого, чувство юмора – важнейшие условия семейного счастья. Воспитайте в себе эти качества, и тогда семейный союз станет идеальным.

Литература

  1. Добровольская, С.А. Ток - шоу «От конфликта в семье – к гармонии отношений» / С.А. Добровольская – Минск: «Народная асвета», 2015. – № 2. – С. 46-48.
  2. Окушко, Е.К. Заседание родительского клуба «Конфликты и способы их разрешения» / Е.К. Окушко – Минск: «Народная асвета», 2020. – № 4. – С. 90-93.
  3. Цыганова, Л.И. Детско – родительская встреча «Конфликт:причины и стратегии разрешения разрешения» / Л.И. Цыганова – Минск: «Народная асвета», 2019. – № 9. – С. 94-96.