Советы пcихолога

Снимаем эмоциональное напряжение

Как помочь себе при стрессе

Как поддержать друга или подругу в ситуации стресса

Рекомендации по распорядку дня школьника

Психологическая помощь

Психолог окажет помощь, если…

 Трудности в учёбе.

 Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это можно исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

 Взаимоотношения в классе.

 Есть люди, которые легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

 Взаимоотношения с родителями.

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

 Выбор жизненного пути.

Девятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не знаете, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

 Самоуправление и саморазвитие.

 Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют огромных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их.

свернуть

Памятка учащимся «Восемь правил моей безопасности»

  1. Перед тем, как куда-нибудь пойти, я обязательно, сообщу об этом моим родителям. Я скажу им, куда иду, как собираюсь добраться туда, кто пойдет со мной и когда я намерен вернуться обратно.
  2. Я обязательно спрошу разрешения у родителей, перед тем как сесть в чужую машину или покинуть дом либо двор с кем-нибудь, даже если я хорошо знаю этого человека. Перед тем как поменять свои планы или получить от кого-нибудь деньги, подарки, лекарства (таблетки, наркотики и т.д.), я сообщу об этом друзьям либо знакомым, если не смогу предупредить родителей.
  3. Для меня безопаснее быть с другими людьми, когда я куда-нибудь отправляюсь или просто нахожусь на улице. Я использую правило «Всегда будь с приятелем».
  4. Я говорю «нет» тому, кто пытается обратиться ко мне, если этот человек внушает мне подозрение, вызывает недоверие или чем-то смущает меня. В этом случае я сразу иду к взрослым, которым я доверяю, и рассказываю им о том, что произошло.
  5. Я знаю, что это не моя вина, если кто-то чужой задержал меня и сделал мне плохо. Я не должен хранить в секрете такие случаи.
  6. Я доверяю своим впечатлениям, чувствам и говорю взрослым о проблемах, которые столь значительны для меня, что овладевают всем моим существом. Ведь многие люди заботятся обо мне, готовы выслушать меня и поверить. Я не один.
  7. Никогда не поздно попросить о помощи. Я могу просить до тех пор, пока не получу ее.
  8. Я особенная личность, и я заслуживаю того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Вот мои правила:

- прежде всего сообщи;

- используй принцип «Всегда будь с приятелем»;

- говори «нет», затем иди и рассказывай;

- прислушивайся к своим впечатлениям и чувствам и, говоря со взрослыми, делись с ними     своими проблемами и интересами.

 

 

свернуть

Правила успеха

Первое. Старайся во всех удачах благодарить обстоятельства, а во всех неудачах винить только себя.

Второе. Помни: нет безвыходных положений, кроме смерти. Никогда не опускайте руки. Пока мы живем, мы способны улучшить свою жизнь.

Третье. Когда тебе плохо, найди того, кому ещё хуже, и помоги ему - тебе станет значительно лучше.

Четвертое. Относись к другим людям так, как хотелось бы чтобы другие люди относились к тебе.

Пятое. Не обстоятельства должны управлять человеком, а человек обстоятельствами.

Шестое. Верь в Его Величество Случай и знай: случай приходит только к тем, кто всё делает для того, чтобы этот случай пришел. Знай: если, прожив день, ты не сделал ни одного доброго дела или за день не узнал ничего нового - день прожит напрасно.

Седьмое. Самое ценное в нашей жизни - здоровье. О нем нужно заботиться. Спать столько, сколько требует организм. Больше двигаться, рационально питаться, объявить войну курению.

Восьмое. Помните: жизнь любит удачливых. О прошедшем жалеть бесполезно.

Девятое. Анализируйте каждый прожитый день - учиться лучше всего на собственных ошибках.

Десятое. Лучшее лекарство от грусти, от стресса, от неудач – оптимизм.

свернуть

Открой себя

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху нет.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.

Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.

Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.

Избегай злых людей, ибо зло заразительно.

Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшими тебе добро. Неблагодарность – тяжкий грех.

Слушай старших, и ты избежишь многих бед.

Запиши эти наставления, в них мудрость народов и веков.

свернуть

Управляй собой

1. Полностью избавится от эмоций и не разумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу часто – всё равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

 3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И на оборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

 4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства всё равно выльются наружу тем или иным способом, или могут стать причиной заболевания. Лучше отыграй эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

 5. Если у тебя возникло раздражение, не борись с ним, а попытайся «отделить» это чувство  от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Всё это способствует угасанию негативных эмоций.

 6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.

свернуть

Как избежать стрессов

Как наиболее рационально подготовить свое чадо к этим испытаниям, чтобы избежать стрессов, переутомлений и тому подобное?

 Вот несложные правила, следуя которым вы сможете значительно облегчить ситуацию:

 Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на переводном экзамене. Внушайте мысль, что количество баллов не является главным измерением его возможностей.

 Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей.

 Накануне экзамена обеспечьте своему ученику полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 Повышайте уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибки.

 Наблюдайте за самочувствием своего чада: никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.

 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

 Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходимы питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

  Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал: достаточно просмотреть ключевые моменты, уловить смысл и логику

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ учащимся  “Как преодолеть конфликт. Как сделать так, чтобы одноклассники правильно понимали друг друга?”

  • Помни: неразрешённых задач не бывает. В жизни всегда есть выход из любой создавшейся ситуации. Переступи через своё «не хочу», будь со своими одноклассниками мягче и добрее, и ты увидишь, что они изменят своё отношение к тебе.
  • Надо чаще общаться друг с другом, рассказать друг другу о своих чувствах, мыслях, переживаниях, нужно уметь прощать друг друга, нужно уметь понимать друг друга.
  • Старайся переступать через своё «Я», думай не о себе, а о других.
  • Делись своими чувствами и переживаниями
  • Поступай так: не обижайся на друзей, не обманывай их и не делай что – то на зло, не раздувай конфликт, а постарайся их понять.
  • Помни: чем вы больше делитесь друг с другом своими проблемами, тем ближе становитесь друг другу, тем меньше недомолвок, непонятных ссор и конфликтов будет между вами.
  • Нужно больше работать над собой. Помнить о своих достоинствах и изживать недостатки.
  • Знай: для одноклассников ты небезразличен.

 Наш тебе совет:

  • Правильно реагируй на критику;
  • Воспитывай в себе рассудительность и уравновешенность, учись сохранять хорошие отношения с людьми;
  • Доказывай, что можешь правильно реагировать на неудачи и разочарования;
  • Знай, что быть счастливым, не значит быть лучше всех. Быть счастливым – уметь общаться с другими и во всём помогать другим;
  • Когда тебя посещают разочарования, не торопись с выводом, что ты никому не нужен, а лучше скажи себе: «Я справлюсь с этим!» Если хочешь поплакать, поплачь, в этом нет ничего страшного. И не забывай, что в преодолении любого уныния тебе помогут родители. Общение с ними просто необходимо для поддержания душевного равновесия. Не унывай, и всё будет в порядке!

УСПЕХОВ ТЕБЕ!!!

свернуть

Страничка от психолога "Заповеди для себя и своего воспитания"

ЗАПОВЕДИ ДЛЯ ТЕХ, КТО САМ СЕБЯ  ВОСПИТАТЬ  ХОЧЕТ

  1. Одно сегодня лучше ста завтра.
  2. Промедление смерти подобно.
  3. Не жди благоприятной минуты, а создавай её сам.
  4. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение.
  5. Двадцать лет наполовину сделанных, не стоят одного, доведённого до конца.
  6. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми.
  7. Привыкай к тщательности и точности.

               В.К.Арсеньев

ЗАПОВЕДИ   ДЛЯ   СЕБЯ

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе ни слова без нужды.
  6. Не проводить время бессознательно. Делать то, что хочешь, а не то, что случится.
  7. Каждый вечер давать добросовестно отчёт в своих поступках.
  8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

              К.Ушинский

свернуть

Советы психолога по развитию мышления

1. Насыщать свой ум знаниями — значит развивать мышление. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

2.Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3.Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам: «Почему?» и «Как?». Учитесь ставить вопросы и искать ответы на них.

4.Научитесь разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.

5.Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.

6.Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать их между собой — необходимое свойство мышления.

 

7.Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8.Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ того, что не до конца понимаете сами.

 

При подготовке к экзаменам и ЦТ следует учитывать основные закономерности запоминания.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3.Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4.Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5.Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6.Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Так, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОПОМОЩЬ

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки ксдачи экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.

Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции.

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

v сделать паузу в работе;

v выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;

v подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

v опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;

v постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, - это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.

Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

v понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;

v подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;

v рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;

v постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

v не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

v помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Перечисленные приемы особенно эффективны при выполнении тех заданий экзаменационной работы, при выполнении которых требуется дать полный развернутый ответ.

Для более рационального использования времени на экзамене, постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое Вы затратите на выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы и отдельных ее частей. Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное Вами время с отведенными четырьмя часами.

свернуть