Страничка педагога-психолога и педагога социального

Способы борьбы с эмоциональным выгоранием, или как не сгореть на работе

Что такое синдром профессионального выгорания?

График консультаций педагога-психолога и педагога социального

Педагога - психолога Гойгель Елены Владимировны 

Понедельник

15.30 – 16.30 – консультации для учащихся;

17.30 – 18.30 – консультации для родителей.

Вторник

14.00 – 15.00 – консультации для учителей;

 

Среда

15.00 – 16.00 – консультации для учителей;

 

Четверг

15.20 – 16.20 – консультации для учащихся;

17.10 – 18.10 – консультации для родителей.

 

Суббота

10.00 – 11.00 –  консультации для учащихся;

11.00 – 12.00 –  консультации для  родителей.

 

 Педагога социального Кравчёнок Елены Геннадьевны 

Понедельник

14.00 – 15.00 – консультации для учителей;

 

Вторник

17.00 - 18.00 – консультации для родителей;

 

Среда

14.00 – 15.00 – консультации для учащихся;

 

Четверг

14.00 – 15.00 – консультации для учителей;

 

Пятница

16.00 – 17.00 – консультации для учащихся;

17.00 – 18.00 – консультации для родителей.

 

Суббота

10.00 – 11.00 –  консультации для родителей;

11.00 – 12.00 –  консультации для  учащихся.

 

 

свернуть

Памятка для учителей «ТРЕБОВАНИЯ  К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕДЫ С ПОДРОСТКОМ, РАЗМЫШЛЯЮЩИМ О СУИЦИДЕ»

  • Для начала рекомендуется не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой акт.
  • А во время самого диалога  взрослому следует:
  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем— то свою душу;
  • Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • Не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребёнка за любые, самые шокирующие высказывания;
  • Не спорить и не настаивать о том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания  типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребёнка ощущать себя ещё более не нужным и бесполезным;
  • Постараться изменить романтическо—трагедийный ореол представлений о собственной смерти;
  • Не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • Привести конструктивные способы ее решения;
  • Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей;

 

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ”Что делать, если ребенок сообщает о насилии над ним?“

Когда ребенок рассказывает вам о насилии, отнеситесь к ребенку серьезно и   попытайтесь оставаться спокойными.

Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал(а). Ты правильно сделал(а)»; «Ты в этом не виноват(а)»; «Не ты один (одна) попал(а) в такую ситуацию, это слу­чается и с другими детьми»; «Мне надо сказать кое-кому (педагогу - психологу, педагогу социальному или милиционеру) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовала себя в безопасности». (Можно дать понять ребенку, что вы понимаете его чувства по этому поводу, но не должны оставлять ему выбора.) Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).

Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

 Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить, например: «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают».

Если ребенок говорит о насилии  в классе.

Покажите, что вы приняли это к сведению, например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже», и смените тему. Организуйте разговор с ребенком наедине, и чем скорее, тем лучше (например, на ближайшей перемене или после уроков).

 Процедура сообщения:

  1. Сообщите директору о том, что ребенок рассказал вам о насилии (оставьте ребенка с воспитателем или с другим работником школы, только не оставляйте ребенка одного).
  2. Сообщите педагогу социальному, педагогу - психологу, если директора или его заместителя нет на месте.
  3. Проследите за тем, чтобы проинформировать администрацию школы, каким временем они располагают (например, о том, кто ребенка ожидает дома), чтобы они могли спланировать свои действия.

4.Подождите сообщать родителям до тех пор, пока директор и сотрудники милиции  определят, когда и как это следует сделать.

  1. Планируйте дальнейшие действия вместе с администрацией школы и сотрудниками милиции.

6. Сообщите всю информацию, к

свернуть

Информация для учителей «Профилактика и предупреждение насилия над детьми и буллинга в образовательной среде»

         Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира.

Дети – самая незащищенная социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители или опекуны, или другие взрослые.

Существуют различные критерии для определения видов насилия, которые происходят в образовательных учреждениях. Как правило, в международных исследованиях применяется классификация насилия, основанная на видах агрессивных действий в отношении пострадавшего: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое (вымогательство, порча или отбирание вещей, денег) насилие. К насилию также относится дискриминация по любому признаку, которая проявляется в предвзятом отношении и различных действиях. По характеру проявления выделяют отдельные, однократные насильственные действия и систематическое, регулярно повторяющееся насилие.

Физическое насилие — это насильственные и другие умыш­ленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избие­ния, ожоги, кусание, удушение, ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими пред­метами, переломы костей или серьезные повреждения внут­ренних органов, наносящие ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности.

Эмоциональное или психологическое насилие — предна­меренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям. Включают в себя наказание за чрезмер­ную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за уважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаи­моотношений. От кого бы ни исходило психологически жесто­кое обращение с ребенком – родителей, педагогов, братьев, сестер или сверстников — в нем всегда присутствует злоупот­ребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.

Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или самого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.

На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Раз­личия между этими двумя ситуациями определяются наме­рениями взрослого человека, а также возможностью ребенка «уйти» из ситуации.

Экономическое насилие  проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен.

Государство Республики Беларусь охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуальных совращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю .

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

         В каждой школе и практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны отдельных детей или даже всего класса. По статистике, до 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения со стороны одноклассников. Около 26 % матерей считают своих детей жертвами такого насилия, которое является на сегодняшний день опасным явлением, имеющим крайне негативные последствия, под общепринятым термином «буллинг».           Буллинг (от англ. bullying) – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Основными социальными организациями, где теоретически он может иметь место, является школа, место работы, армия («дедовщина») и кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).

         Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами.

         Школьный буллинг следует разделить на две основные формы:

  1. Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;

- сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексу-ального характера).

  1. Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:

- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);

- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

-школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов).

Особенности современного буллинга:

  • Подростки могут записывать травлю на видео и распространять в сети Интернет;
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов; Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей;
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами;
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями;

Инициаторами травли могут стать:

  • активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
  • агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
  • дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
  • дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);
  • эгоцентристы, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
  • максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).

Причины буллинга:

  • привлечение внимания
  • демонстрация силы
  • компенсация неуверенности и страхов
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании
  • желание подражать другим
  • желание устранить соперника

Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых.

 

Технология реагирования на выявленные

или установленные факты буллинга

  • При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации
  • Администрация совместно с СППС школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии
  • Непосредственная работа с жертвами и преследователями

Как помочь ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга :

  • - в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
  • - ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк;
  • - успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне все рассказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»…

Буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до суицида.

И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.

Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей учреждения образования, государства в целом, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.

 

свернуть

Памятка педагогам для общения с ребёнком

 1. Дорожите доверием и любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.

 2. Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.

 3. Слушайте ребенка сердцем - это самое чуткое, что у вас есть.

 4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.

 5. Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.

 6. Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.

7. Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.

 8. Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.

 9. Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.

10. Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.

 11. Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.

 12. Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?

 13. Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает.

 14. Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.

 15. Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.

 16. Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.

 17. Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете — одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.

18. Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

 19. Если ребенок проявляет чувства - не хвалите и не ругайте его за это. Этим вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.

 20. Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним об этом наедине.

свернуть

Рекомендации психолога

Стрессы в жизни человека

Как избавиться от стресса

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Правила:

  1. Больше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с ним. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Со стрессом можно бороться следующими способами:

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).
свернуть

Рекомендации педагогам по саморегуляции

Предлагаю Вашему вниманию психическую зарядку для учителей на каждый день

 На уверенность в себе. Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией.

 На любовь к профессии и детям. Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу. 

 На уменьшение напряжения в работе. Я спокойна, стабильна. У меня много сил. Я справляюсь с собой. Моя энергия позволяет преодолеть препятствия. Я люблю свою работу.

В случае дневной перегрузки и когда не удается уснуть. Голова свободна от мыслей. Я чувствую душевное успокоение. Хочется отдохнуть.                    Мне хорошо и глубоко спится.

Советы для  сохранения  энергии, так необходимые учителю в его трудной, но  благородной работе, важно помнить простые правила:

  1. Не зацикливайтесь на плохом, подводя итоги дня, - считайте только удачи.
  2. Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
  3. Каждый день начинайте с “нового листа”. В “реку жизни”, нельзя войти дважды.
  4. В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно проявляется дружелюбность.
  5. Помните восточную мудрость: “Трудись, не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил”.
  6. Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы от того, что живем. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
свернуть

Памятка Банк способов саморегуляции

Рекомендации педагогу по работе с одарёнными детьми

1)     Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

2)     Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3)     Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний 

4)     Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

5)     На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 

6)     Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7)     Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть

на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8)     Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 

9)     Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10)Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

11)Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

12)Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13)Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14)Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15)Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16)Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

17)Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

свернуть