Тема: ”Ваш ребёнок - пятиклассник“

14.11.2020

Переход  с начальной ступени образования  на среднюю – переломный этап, кризисный период в жизни каждого школьника. Любой педагог скажет, что начало 5 класса – чрезвычайно сложное время не только для ребёнка, но и для  учителей и родителей. Причём возникшие проблемы не ограничиваются рамками учебного процесса. А связаны также с организацией жизни в школе в целом, с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5 класса – переходный от младшего школьного к младшему подростковому. Он характеризуется постепенным обретением человеком чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен. Стремление ребёнка обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал влияние на него. В первую очередь это семья, родители. Внешне такое отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда и конфликты со взрослыми. Младший подросток пытается познать своё собственное ”Я“ и по этой же причине ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В процессе дружбы происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего – то поведения. Постигаются социальные нормы взаимодействия людей, осознаются моральные ценности.

         Именно из-за психологической ценности для подростка отношений со сверстниками происходит постепенное смещение интереса с учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на общение. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно  меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая  вызывает положительные эмоции. Успех или неуспех существенно влияет на  на учебную мотивацию ученика. Оценки при этом играют  важную роль:высокая оценка даёт подростку возможность убедиться в своих способностях. Совпадение оценки и самооценки чрезвычайно важно для эмоционального благополучия подростка (в противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт).

Физиологические особенности возраста – рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма – предопределяют крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребёнок подвержен не только внешним, но и внутренним стрессам.

Памятка для родителей

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.
  • Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю.
  • Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делать часть домашних заданий на продленке.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Рекомендации психолога  для родителей пятиклассников

Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим чадам, выполнять следующие правила:

         Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.

         Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.

         Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.

         Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.

         Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели и т.д.

Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.

 Выполнение домашнего задания

         Объясните своему ребёнку, что домашнее задание – дело первоочередной важности. Помогите ему составить план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению.

         Не выполняйте домашнее задание за вашего ребёнка. Вместо этого дайте ему понять, что цель вашего присутствия - поддержка.

         Приучите своего ребёнка заблаговременно готовиться к контрольным работам. Не оставляете его на вечер накануне контрольной.

         Интересуйтесь работой вашего сына или дочери, просматривайте дневник и тетради. Попросите его(её) постоянно держать Вас в курсе школьных дел.

         Постарайтесь выяснить, с какими предметами Ваш ребёнок справляется без особого труда, а какие требуют определённых усилий. Наблюдайте за тем, что он делает, когда не понимает задания, или какого-либо определения.

         Создайте своему ребёнку спокойную обстановку для учёбы.

Как относится к отметкам ребенка    

         Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

         Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

         Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

 

         Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

 

Родителей должно насторожить, если…

 

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Помните:

Если дети окружены враждебностью, они учатся борьбе и злу.

Если дети окружены насмешкой, они становятся застенчивыми и замкнутыми.

Если дети окружены стыдом, они постоянно чувствуют вину.      

Желаем удачи!!!