ЭВАКУАЦИЯ
Услышав тревогу, учащиеся (воспитанники дошкольных УО) должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс (воспитателя), покинуть классный кабинет (группу) и спокойно идти к сборному пункту (площадка перед учреждением образования) по ближайшему выходу. Эвакуация при сильном задымлении осуществляется ползком (40 см. от пола безопасная зона). Категорически запрещено возвращаться в класс, даже если там забыты какие-либо вещи.
Нельзя: бежать, перегонять, толкать друг друга!
Учитель (воспитатель), проводивший урок в классе (занятие в группе), руководит действиями учащихся, при этом первыми эвакуируются учащиеся с последних парт. Младшие школьники эвакуируются в первую очередь. Старшие помогают младшим.
Учитель (воспитатель), взяв классный журнал, выходит из кабинета последним, оставляя окна, двери классного кабинета (группы) закрытыми, но не на ключ!
СБОР
Место сбора – площадка перед учреждением образования. Придя на место сбора, каждый отдельный класс (группа) должен занять свое определенное место и находиться там до особого указания.
ПЕРЕКЛИЧКА
По прибытию на место сбора учитель (воспитатель), ответственный за эвакуацию класса (группы), проводит перекличку. После чего докладывает директору школы или его заместителю (заведующей или ее заместителю) о результатах эвакуации класса (группы): какой класс (группа), сколько учащихся по списку, сколько учащихся присутствовало на занятии, сколько детей эвакуировано.
При обнаружении отсутствующих учащихся следует немедленно об этом доложить администрации школы или руководителю тушения пожара.
Никто из детей не устраивает пожар специально. Он всегда бывает следствием неосторожного обращения с огнем - со спичками, свечками и зажигалками, газовой плитой - или же с электроприборами. Например, мягкая мебель может загореться, если вплотную к ней стоит обогреватель со спиралью, защищенной только решеткой. Загореться может ткань от стоящего на ней утюга.
Если ты невольно устроил в доме пожар, а взрослых нет, то, как правило, небольшое пламя можно погасить самостоятельно. Загоревшуюся от пламени плиты кухонную занавеску можно быстро сорвать и затоптать, предварительно выключив газ. Загоревшееся от электронагревателя кресло можно залить водой или сбить пламя мокрым полотенцем. Вот только горящие электроприборы заливать водой нельзя - их забрасывают землей из цветочных горшков, песком из кошачьих туалетов.
Если начался пожар - сразу вызывай пожарных по телефону "101", уходя из квартиры, прикрой за собой входную дверь, чтобы не допустить распространения дыма. Сообщи соседям о том, что начался пожар.
Бывает, что сидишь ты дома, спокойно занимаешься своими делами и вдруг начинаешь чувствовать запах дыма. Проверяешь все комнаты - ничего не горит. А запах дыма по-прежнему остается. Что бы это значило?
Прежде всего выгляни в окно. Может быть, просто горит мусор на улице.
Однако вполне возможно, что пожар случился у кого-то из соседей. Выйди на лестничную клетку и осмотрись. Убедившись, что у соседей что-то горит, срочно вызови пожарных, сообщи точный адрес, свою фамилию, наиболее удобный маршрут для подъезда к дому. Если пожар случился этажом выше или на твоей лестничной клетке, разумнее всего будет покинуть квартиру. Если же очаг возгорания находится этажом (или несколькими) ниже, и на лестнице сильное задымление, не спускайся вниз по лестнице и не пытайся воспользоваться лифтом: при пожаре лифт отключается. Вернись в свою квартиру и постарайся предотвратить попадание в комнаты дыма. Для этого разорванные на полоски мокрые тряпки заправь в щели между дверью и косяком. Затем закрой все имеющиеся в квартире вытяжные вентиляционные отверстия сложенным одеялом или подушками. Закрой все форточки. Дым всегда поднимается кверху. Поэтому сядь на пол и дыши через мокрое полотенце. Не паникуй и спокойно жди приезда пожарных.
Лето - пора пикников. А любой пикник, как правило, не обходится без костра. На "живом" огне так здорово поджарить хлеб, а в углях испечь картошку. А уж если в "программе" шашлык, то без костра - никак!
Одна беда - далеко не все знают, как правильно разжигать костер. А как?
Если ты с друзьями много лет выезжаешь на одно и то же место, то пользуйся старыми кострищами. Своими, чужими - не важно. А важно, чтобы костер горел на поляне, подальше от деревьев и кустов. Иначе от пламени могут вспыхнуть ветки, а там и до лесного пожара недалеко.
Если старого кострища нет, выбери ровное место посреди поляны, подальше от деревьев и кустов. Острым ножом подрежь дерн до земли по окружности будущей границы костра. Разрежь образовавшуюся внутреннюю часть дерна на восемь равных частей. Аккуратно подрежь каждую часть, переверни и уложи по периметру кострища.
Сложи сухие дрова и мелкие веточки, для розжига можно взять кусок газеты или бересты. Кстати, костер удобнее всего разжигать обычными спичками, а не зажигалкой.
Не клади сразу слишком много дров - большое пламя не греет, а обжигает, и следить за ним сложнее. Пока костер горит, смотри, чтобы мелкие угольки не разлетались.
Перед уходом обязательно залей угли водой, даже если тебе кажется, что они полностью потухли. Дерн уложи на место.
И не забудь забрать с собой мусор - пустые пластиковые пакеты и бутылки, консервные банки, салфетки. Уложи мусор в пластиковый пакет и выброси в первый же мусорный контейнер, который ты увидишь по дороге домой.
Пожар - самое распространенное бедствие. Подсчитано, что в нашей стране в среднем один пожар происходит раз в две минуты. И каждый час в огне погибают два или три человека и еще один или двое получают травмы.
Большинство пожаров происходят в квартирах. Причина многих их них - детская шалость с огнем. Отсюда главное правило, которое нужно соблюдать всегда и везде: никогда не играй с огнем, не позволяй играть с ним другим ребятам. Если же пожар все-таки случился, то остаться невредимым тебе помогут.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:
Почувствовав в квартире запах дыма, как можно быстрее найди его источник. Плотно закрой все двери, окна и форточки. Если запах дыма больше не ощущается, возможно, он проник в дом через окно или двери. Посмотри, нет ли дыма на лестничной площадке. На всякий случай проверь всю квартиру, включая балкон - лучше перестраховаться, чем проглядеть начало пожара.
Если в твоей квартире что-то загорелось, а ты не знаешь, как это быстро потушить, - не рискуй жизнью, срочно покинь квартиру и вызови пожарных по телефону «01». Перекройте газ и помогите выйти из опасной зоны маленьким детям и старикам. Помни, что дым опаснее огня. От густого дыма невозможно защититься, даже дыша через влажную тряпку. А продуктами горения некоторых материалов можно отравиться.
Позвони в пожарную охрану. Лучше всего сделать это от соседей или по мобильному телефону.
Сообщи дежурному диспетчеру:
• свой точный адрес
• где происходит пожар (квартира, двор, гараж, балкон)
• что горит (мебель, электроприбор)
• быстро и точно ответь на все вопросы диспетчера, возможно, потребуется уточнить, на каком этаже ты живешь, запирается ли дверь в подъезде на кодовый замок, сколько всего этажей в доме, как быстрее к нему подъехать и т.д.
Покидая квартиру в случае пожара:
• плотно закрой за собой все двери
• не задерживайся в квартире, собирая вещи
• по возможности выключи все электроприборы и свет, отключи электричество на щитке, расположенном на лестничной площадке
• предупреди соседей
• спускайся по лестнице, не пользуйся лифтом
• жди приезда пожарных возле дома.
Когда пожарные придут, сообщи им:
• как тебя зовут - взрослые должны знать, что ты успел покинуть горящее помещение
• о соседях, которые могут оставаться в других квартирах.
Небольшой очаг пожара, возникнувший на твоих глазах, часто можно потушить самостоятельно. И не только можно, но и нужно, пока из маленького очага он не превратился в большой.
Хорошо, когда в доме есть огнетушитель и ты умеешь с ним обращаться. Пользоваться огнетушителем нужно только в первые минуты пожара, когда очаг возгорания небольшой. К сожалению, в большинстве квартир огнетушителей нет. Поэтому нужно точно знать, что и чем можно или нельзя потушить.
Горящий мусор в мусорном ведре проще всего залить водой. Загоревшуюся кухонную прихватку, занавеску или полотенце можно бросить в раковину и тоже залить водой. Вспыхнуло масло на сковородке - быстро закрой сковородку крышкой. Водой горящее масло заливать нельзя, потому что горячие масляные брызги полетят во все стороны и обожгут тебе руки и лицо.
При появлении запаха горящей изоляции немедленно выключи свет и все электроприборы, обесточь квартиру и сообщи об этом взрослым. Горящие электрические приборы сначала отключи от сети и помни, что заливать водой их нельзя. Лучше всего забросать их песком, стиральным порошком, землей из горшков с цветами, в крайнем случае, накрыть плотной тканью (не синтетической, которая от сильного нагрева может начать плавиться или гореть), чтобы перекрыть доступ воздуху.
Может случиться так, что пожар начнется на балконе - например, от случайно залетевшего туда непотушенного окурка - и ты вовремя это заметил, надо попытаться потушить огонь водой или любыми другими подручными средствами, поскольку огонь в таких случаях быстро перекидывается на квартиры верхних этажей. Если же ты видишь, что не можешь самостоятельно справиться с огнем, то закрой балконную дверь, покинь квартиру и обязательно вызови пожарных по телефону «101».
По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно. Тогда нужно ехать по ходу движения транспорта не дальше метра от правого края дороги. Выезжать дальше метра от края можно, например, для объезда машин на обочине или других препятствий. Если едете по дороге компанией — езжайте друг за другом, в один ряд.
Как должен быть оборудован велосипед
У велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок. Также должно быть установлено зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. Ездить в темное время суток или в туман можно, но на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Если фонари не работают, придется спешится, то есть сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.
Нужен ли шлем
Использование велосипедного шлема и другой защитной экипировки в ПДД никак не упоминается, а значит носить шлем вы не обязаны. Некоторые велосипедисты используют шлемы по своему желанию, но назвать это явление массовым в Беларуси пока нельзя.
Опытные велосипедисты (и мы полностью с ними согласны) рекомендуют носить не только шлем, но и световозвращающий жилет, фликеры или катафоты, если вы планируете поездку в темное время суток или, например, в туман. Это простые меры безопасности, которые могут сохранить ваше здоровье или даже жизнь.
С какого возраста можно водить велосипед
Во дворах и парках, по тротуарам, по велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в любом возрасте. Когда выезжать на проезжую часть разрешено, делать это без сопровождения взрослых можно с 14 лет. Велосипедистам любого возраста запрещено ездить по автомагистралям.
Проезд перекрестков и пересечение проезжей части
Ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя. Вы должны остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу, катя велосипед рядом с собой.
Переезжать проезжую часть можно только если на дороге есть разметка, обозначающая пересечение с велосипедной дорожкой. Если в этом месте нет светофора, то в большинстве случаев сначала едут автомобили, потом вы (кроме случаев, когда автомобиль поворачивает направо или налево).
Сошел с велосипеда – стал пешеходом
Как только вы сходите с велосипеда, вы становитесь пешеходом и должны вести себя как добропорядочный пешеход — идти по тротуару или пешеходной дорожке, а если их нет — по обочине. Если ничего кроме велосипедной дорожки нет, то на ней вы не должны мешать тем, кто едет на велосипеде.
Когда тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки нет вообще или идти по ним невозможно, можно вести велосипед по краю проезжей части навстречу транспорту.
Условные сигналы руками
Перед любым маневром водитель автомобиля должен подавать сигнал световыми указателями поворота. На велосипедах «поворотников» обычно нет, поэтому используется система знаков руками:
Показывать эти сигналы лучше всего заранее, чтобы все успели их заметить и понять.
Что нельзя делать велосипедистам
Согласно ПДД Беларуси, велосипедистам нельзя:
Как обезопасить себя и детей на дорогах
Если приобрели велосипед ребенку, который не достиг 14 лет, контролируйте, чтобы он не выезжал на дорогу, где движется транспорт.
Попробовать пройти тест (pdd.by)
Пожарная безопасность в отопительный сезон
Наши дома сегодня буквально «напичканы» всевозможной бытовой техникой. А она, как показывают упрямые факты, нередко становится причиной чрезвычайной ситуации. Причем количество бытовых пожаров в жилых домах и квартирах, связанных с грубыми нарушениями правил пожарной безопасности при эксплуатации электроприборов, увеличивается именно с наступлением отопительного сезона. Именно поэтому так важно еще раз напомнить, что такую беду, как пожар все-таки можно предотвратить, позаботившись заранее о выполнении, в общем-то, простых требований. На что обратить внимание?
- Если вы используете обогреватели, то не забывайте о нагрузке на электросеть, которую они создают. Используйте электронагревательные приборы только заводского изготовления. Так называемые «кустарные», сделанные собственноручно, обогреватели и кипятильники нередко становятся причиной пожаров;
- не устанавливайте электрообогреватели вблизи занавесок, белья и других легковоспламеняющихся предметов;
- не включайте в одну розетку с обогревателем другие приборы, это может привести к повышению допустимой нагрузки;
- не оставляйте включенные электроприборы без присмотра (даже в «спящем режиме»). Включенный в сеть электроприбор нагревается, что может привести к замыканию и воспламенению горючего материала;
- не сушите белье и другие предметы на обогревателях;
- с электропроводкой тоже нужно быть аккуратнее: нельзя подвешивать провода на гвоздях, завязывать их узлами, заклеивать обоями и бумагой или вешать на них одежду;
- неисправные выключатели и розетки тоже таят в себе потенциальную пожарную опасность;
- не отставляйте детей без присмотра у включенных в сеть электрообогревателей.
Важно знать и помнить: уходя из дома, необходимо выключать все электронагревательные приборы, а также соблюдать правила безопасности и установить в своем домовладении автономный пожарный извещатель!
Совсем недавно МЧС Беларуси запустило новую информационную кампанию, «Гордимся, что научили!», призванную мотивировать родителей обучать детей безопасности. Вместе с тем спасателями разработана серия мультипликационных фильмов по безопасности для детей «Волшебная книга» МЧС.
Научить детей безопасному поведению, объяснить простые, но очень важные истины, донести до ребятишек, что нужно быть осторожными и внимательными, беречь свою жизнь и здоровье - так в нескольких строчках объясняют спасатели цель создания мультфильмов.
Аудиторию, для которой он собственно и разрабатывался можно обозначить как 4+. Запоминающиеся персонажи, яркая анимация, динамичный и поучительный сюжет, все средства использовались для того, чтобы мультфильм был интересным для детей. Но нужно добавить, что он отлично подойдет и для семейного просмотра, ведь истории по безопасности будут полезны и родителям, которые вместе с детьми узнают, как правильно пользоваться электроприборами, чем опасен тонкий лед, как вызывать спасателей, что нужно делать, если в доме произошел пожар, как пользоваться пиротехникой и еще многое другое.
Главные герои - лесные жители - заяц, бобер, волк и птичка. Милые и очень симпатичные персонажи попадают в различные чрезвычайные ситуации, ведь они, собственно, как и обычные люди, могут нарушать правила безопасности или вовсе их не знать. Зверушки экспериментируют, пытаются разобраться и учатся правильно себя вести. А помогает им в этом волшебная книга, с которой не расстается умный бобер. Именно она, подсказывает друзьям, как поступить в той или иной ситуации, как избежать неприятностей, всегда помогает принять правильное решение.
Посмотреть мультфильм вы можете на «Youtube-канале МЧС», в соцсетях Вконтакте и Facebook, или просто ввести запрос «Волшебная книга МЧС» в любом интернет-поисковике.
Правила поведения на дороге
Правила пожарной безопасности во время новогодних праздников
Во время новогодних праздников, помимо обычных правил пожарной безопасности следует соблюдать ещё несколько простых норм, которые позволят вам получить от выходных дней только положительные эмоции:
Правила поведения зимой на открытых водоёмах
При проламывании льда необходимо:
Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом.
Следует помнить, что наиболее продуктивные – это первые минуты пребывания в холодной воде, пока ещё не намокла одежда, не замёрзли руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. Оказывать помощь провалившемуся под лёд человеку следует только одному, в крайней мере двум его товарищам. Скапливаться на краю полыньи не только бесполезно, но и опасно.
Во время загородных пеших или лыжных прогулок нас может подстерегать такие опасности как переохлаждение и обморожения
Морозы при сильном ветре, длительное воздействие низких температур вызывают обморожение, и часто сильное. Обморожение возможно и при небольшой температуре, но при повышенной влажности, а также, если на человеке мокрая одежда. Чаще всего страдают пальцы рук, ног, ушные раковины, нос и щёки.
Признаки переохлаждения:
Признаки обморожения конечностей:
Первая помощь при переохлаждении и обморожении:
При обморожении нельзя:
При соблюдении всех этих несложных правил надеемся, что каникулы ваши пройдут весело, разнообразно и не принесут никаких неприятных ощущений.
Детский травматизм и надувные аттракционы
Яркие и, казалось бы, совсем безобидные надувные батуты… Далеко не каждый ребёнок может спокойно пройти мимо такого развлечения. Однако, кроме положительных эмоций на надувных аттракционах можно получить серьёзные травмы.
Так, 10 июля 2021 года в поселке Александрия, Шкловского района сильный ветер снес надувные аттракционы, в результате чего несколько человек получили травмы.
В отношении надувных аттракционов в Республике Беларусь действуют Технический регламент Евразийского экономического союза 038/2016 «О безопасности аттракционов», а также Правила технической безопасности «Требования к эксплуатации оборудования игрового надувного», утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 30 июля 2015 г. № 35.
Вот некоторые требования к установке и эксплуатации таких аттракционов:
- размещение на безопасном расстоянии от зданий, деревьев, инженерных коммуникаций;
- подвижные элементы оборудования (канаты, веревочные лестницы, сетки и т.д.) не должны переплетаться и создавать опасность для пользователей;
- вокруг аттракциона должна быть создана зона, свободная от любых препятствий, которые могут привести к получению травм;
- обязательны безопасные вход/выход и возможность эвакуации пользователей;
- должна соблюдаться возрастная однородность посетителей (не должны оказываться одновременно дети с большой разницей в возрасте на одном батуте);
- соблюдение максимально допустимого количество посетителей;
- оператор должен быть всегда рядом, должен уметь справляться с самыми различными ситуациями.
Эксплуатация аттракциона не допускается:
- без постоянного контроля над оборудованием и его технического освидетельствования;
- при наличии повреждений любого элемента или узла крепления;
- при неблагоприятных погодных условиях: дождь, град, скорость ветра превышает 10 метров в секунду.
На каждом оборудовании у входа должен быть расположен информационный стенд для пользователей с информацией о названии оборудования и правила поведения пользователей на оборудовании.
Но, между тем, наличие перечисленных требований к эксплуатации надувных аттракционов не снимает ответственности с родителей за безопасность их детей. Опасность представляет обычно то, что мы не можем контролировать.
Прежде чем пускать ребенка на надувной аттракцион, взрослым, сопровождающим ребенка, неплохо было бы изучить аттракцион снаружи, убедиться, что он прочно закреплен, и его не будет подбрасывать ветром. Поверхность аттракциона должна быть без латок и тем более без участков, заклеенных липкой лентой. Если увидите повсюду латки, значит, аттракцион пора утилизировать. Его можно подкачивать, но не до бесконечности. Когда аттракцион совсем мягкий, неровная и подвижная поверхность батута создает опасные условия при игре сразу нескольких детей. Если рядом оказываются больше 3-х детей, то встать на ноги становится сложно. Волны, которые расходятся от прыжков других детей, сбивают с ног, дети сваливаются в кучу, в этот момент можно получить травму. В промежутки между надувными деталями батута ребенок может попасть ногой или головой, и его крика не будет слышно: детский гам и звук мотора нагнетателя воздуха все заглушают.
Важно понимать и уметь разъяснить ребенку, где именно нужно быть осторожным. Не выпускайте ребенка из виду все время, пока он играет на батуте. Работник аттракциона не сможет уследить за всеми детьми сразу. Никогда не оставляйте ребенка на батуте, чтобы уйти по своим делам.
Прочитайте правила аттракциона сами, а также ознакомьте детей с информацией о возможных травмах на батуте в случае несоблюдения техники безопасности. С горки спускаться можно только ногами вперёд, в положении лёжа на спине. Допускается спуск на животе, но исключительно ногами вперёд. А вот съезжать стоя или головой вперёд, лёжа на животе - травмоопасно. Не рекомендуется спускаться «паровозиком», держась друг за друга. Высок риск, что на спуске из детей получится куча-мала и они могут травмироваться. Учите ребенка вовремя отползать-откатываться после спуска с горки: вставать на ноги бывает опасно, и не у каждого это получится. Объясните, почему нельзя прыгать изо всех сил, и почему прыгать лучше в стороне от других детей. Начинайте с батутов умеренных размеров, или самых маленьких. Всегда выбирайте аттракцион по возрасту ребенка.
При соблюдении всех перечисленных правил аттракционы принесут только удовольствие и запомнятся как яркое и приятное приключение.
Правила безопасности при посещении аттракционов
Как сделать поход в парк аттракционов безопасным?
Посетитель / пассажир ОБЯЗАН
- изучить и соблюдать правила поведения и пользования аттракционом, размещённые на информационном стенде у входа на аттракцион,а также дополнительные указания безопасности (текстовые предупреждения, знаки, сигналы, символы);
- оценить возможность посещения аттракциона в зависимости от ограничений, указанных в правилах поведения и пользования аттракционом в части роста, веса, возраста и состояния здоровья;
ВАЖНО:
Посетители, имеющие противопоказания и ограничения, к посещению аттракциона, но скрывшие их, несут персональную ответственность за все возможные последствия от катания на аттракционах.
При этом дежурный аттракционов вправе отказать в катании на аттракционе, если полагает, что посетитель не может безопасно пользоваться аттракционом и соблюдать правила его посещения (п. 135 Правил по обеспечению промышленной безопасности аттракционов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 27.12.2019 № 67)
- проходить на посадку на аттракционы без напитков, мороженого, и иной еды, крупногабаритных сумок, других предметов, не позволяющих правильно разместиться в пассажирском модуле, или которые могут выпасть во время рабочего цикла аттракциона;
- надежно закрепить/убрать/ сдать на хранение мелкие и ценные вещи, которые могут выпасть во время катания (очки, мобильные телефоны, украшения, деньги, ключи, документы и другое), элементы одежды, аксессуары или другие предметы, которые могут оторваться, запутаться в неподвижных или подвижных частях аттракциона;
Если же во время катания на аттракционе вы что-то уронили, сохраняйте спокойствие, не дергайтесь. Жизнь дороже мобильного телефона или кошелька, тем более что аттракцион сразу не остановить.
- осуществлять посадку/высадку на/с аттракцион(а) только по команде дежурного аттракционов с посадочной платформы при полностью остановленном аттракционе. При этом, запрещается заходить за ограждение аттракциона, находиться посторонним лицам в рабочей зоне аттракционов;
- выполнять указания дежурного аттракционов;
- использовать все имеющиеся элементы безопасности, страховочные дуги и убедиться, чтоони надежны и правильно пристегнуты.Если комплекция/рост/вес посетителя не позволяют надежно закрепить страховочные элементы, посетитель не будет допущен к катанию на данном аттракционе.
При пользовании аттракционом ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- посещать /использовать аттракцион в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в случаях, если возраст, рост, вес не соответствуют требованиям эксплуатации данного аттракциона, а также если рост или вес не позволяют правильно и комфортно размещаться на аттракционе, использовать стандартные устройства фиксации пассажиров, при наличии заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно - двигательного аппарата, проблем с вестибулярным аппаратом, психики и иных ограничений, указанных в правилах поведения и пользования аттракционом;
- самостоятельно снимать илиотстёгивать удерживающие устройства во время рабочего цикла аттракциона, вставать с посадочного места до полной остановки аттракциона и /или команды дежурного аттракционов;
- задерживать / раскачивать подвижные элементы аттракциона, если это не предусмотрено правилами поведения и пользования аттракционом, касаться подвижных частей аттракциона руками, вставать с местаи перемещаться по элементам аттракциона во время его движения, высовывать руки и ноги и размахивать ими.
РОДИТЕЛЯМ /ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ
Прежде, чем купить билеты на тот или иной аттракцион, нужно выяснить, подходит ли он для Вашего ребенка.
Сопроводите своего ребенка к посадочному месту на аттракционе. Посадив его на место, убедитесь, что он пристегнут, освободите его руки от посторонних предметов (воздушных шариков, игрушек и т.п.). Не допускайте, чтобы ваш малыш садился на карусель с жевательной резинкой во рту или еще какой-либо едой.
Расскажите ребенку, что:
- свешиваться или наклоняться через край кабинки (сидения), вертеться, вставать с места и отстегивать ремни безопасности можно лишь после полной остановки аттракциона;
- запрещено пытаться схватить рукой движущиеся части аттракциона, разводить руки в стороны, поднимать их или размахивать ими.
- дежурный аттракционов будет наблюдать за тем, как ведет себя ребенок, и, если в этом будет необходимость, будет делать ему замечания, требуя выполнения правил безопасности, а также он может остановить аттракцион и высадить маленького нарушителя.
Обслуживающий персонал должен следить не только за поведением детей, но и за их состоянием. Если ребенок боится и плачет или ему внезапно стало нехорошо, движение должно быть незамедлительно остановлено.
Если вы не уверены, что ребенок будет вести себя адекватно, лучше отказаться от посещения аттракционов.
Простые правила, которые нужно соблюдать, находясь у водоема:
Первое и самое важное условие — уметь плавать! Обязательно попросите родителей или других взрослых, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде и может позволить себе не барахтаться у берега, а находиться от него на довольно значительном расстоянии. Приятнее всего плавать в естественных водных бассейнах, на берегах которых оборудованы хорошие пляжи.
Прежде чем войти в воду, обязательно убедитесь в том, что она чистая. Не купайтесь в грязной воде!
Случайно наглотавшись такой воды, вы можете получить сильное расстройство кишечника. Если вы не можете определить чистоту водоёма сами, спросите об этом родителей или местных жителей.
Никогда не купайтесь в неизвестных водоёмах, а также в водоёмах, покрытых тиной и ряской! При выборе места для купания не забывайте проверять дно!
Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким, и вы, неожиданно потеряв опору, можете начать паниковать.
Если вы плохо плаваете, никогда не купайтесь в одиночку. Не заходите в воду глубже, чем по пояс. Используйте надувные матрасы, чтобы удержаться на воде, но помните, что плавать на матрасе опасно. Попросите родителей или других взрослых понаблюдать за вами, пока вы будете плавать на нём.
Не купайтесь в водоёмах с сильным течением: вас может отнести на значительное расстояние от суши. Не плывите против течения. Это отнимет у вас слишком много сил. Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу.
Отправляясь купаться в море, спросите у местных жителей о том, какие рыбы водятся в тех местах, где вы собираетесь купаться. Старайтесь смотреть под ноги и не наступать на морских обитателей. Конечно, все они быстры и юрки, но может оказаться, что за камнем, на который вы наступили, прячется морской ёж. Вряд ли вы испытаете большое удовольствие, если наступите на него.
При виде медуз не пугайтесь и не зовите на помощь. Маленькие медузы, как правило, не опасны, их ожоги редко бывают чувствительными. Тем не менее никогда не трите глаза, после того как брали в руки медузу.
К тем медузам, которые имеют очень длинные щупальца и на теле которых есть фиолетовые пятна, следует относиться с опаской и отплывать от них подальше.
Не ныряйте в воду, если вы не умеете правильно это делать: вы рискуете сильно удариться о дно, не рассчитав глубины. О воду, как бы неожиданно это ни звучало, тоже можно очень сильно удариться.
Если место купания огорожено буйками, никогда не заплывайте за них и не держитесь за них. Не плавайте на большие расстояния в одиночку, а также ночью. Не входите в воду, если поднялись большие волны. Держитесь подальше от любых кораблей и катеров, чтобы не попасть под их винты.
Если вы устали плыть брассом или кролем, перевернитесь на спину. Плыть на спине легче всего, и вы сможете отдохнуть. Можно некоторое время просто полежать на поверхности воды лицом вверх.
Не купайтесь долго, особенно в холодной воде. Рекомендуемая температура воздуха должна быть 20— 25 °С, а температура воды — от 17 до 19 °С. Средняя продолжительность купания 10—15 минут.
Если вы почувствовали, что у вас сводит судорогой бедро, согните ногу в колене и рукой сильно потяните назад. Если свело икроножную мышцу, согните ногу и прижмите стопу к груди.
Во время игр в воде будьте внимательны и аккуратны: избегайте захватов и погружений, так как в пылу игры кто-нибудь из вас может наглотаться воды. Не стесняйтесь звать на помощь в опасной ситуации, но никогда не давайте ложных сигналов.
Если вы видите, что кому-либо из купающихся нужна помощь, зовите на подмогу других людей. Если помочь можете только вы, найдите предмет, с помощью которого утопающий сможет удержаться на плаву. Это может быть спасательный круг, матрас, резиновая камера — словом, любой плавучий предмет, за который можно схватиться.
В самом крайнем случае плывите на помощь утопающему и только при условии, что вы хорошо плаваете и владеете приёмами спасения. (Утопающий человек находится в состоянии паники и совершенно не контролирует свои действия.
Он обязательно будет цепко хвататься за вас, карабкаться наверх и может утопить вас вместо того, чтобы спастись. Подплыв к утопающему, помогите ему держаться на воде и выплывайте вместе с ним на такое место водоёма, где вы оба можете встать на дно.
Если вы устали в воде не нужно теряться - следует сохранять спокойствие и верить в свои возможности доплыть до берега. Повернитесь на спину, отдохните, спокойно расправив руки и ноги, закрыв глаза, положите голову на воду и расслабьтесь, лишь слегка помогая себе удержаться в горизонтальном положении. Наберите в лѐгкие воздуха, задержите, медленно выдохните, восстановите ровное дыхание, плывите к берегу.
Если у вас возникает судорожное сокращение мышц бедра, согните ногу в колене, сильно прижмите руками пятку по направлению к спине. В случае судороги кистей рук резко сжимайте и разжимайте пальцы. В случае судороги мышц живота энергично подтяните к животу колени ног. В случае судороги икроножной мышцы поднимите ногу над поверхностью воды, энергично подтяните стопу руками к себе.
Если вы попали в течение, спокойно плывите по течению, выберите место и приблизьтесь к берегу.
Если вы упали в воду, наберите в легкие больше воздуха, примите вертикальное положение, не поддавайтесь панике, старайтесь спастись самостоятельно.
по материалам сайта Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.
Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.
Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.
Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.
Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Оставляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.
Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.
Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.
Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!
Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.
Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.
Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.
Викторина для младших школьников
«Дорожные знаки»
1. Как называется знак, на котором изображены бегущие дети?
2. Дает ли знак «Дети» какое-либо преимущество перед идущим транспортом?
3. Как поступите вы, увидев, что малыш готов броситься на мостовую за выкатившимся туда мячом?
4. Что означают сигналы светофора с изображенными на них человечками?
5. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
6. Как должны переходить улицу пешеходы на перекрестках, где движение транспорта не регулируется светофором?
7. Чтобы перейти загородную дорогу, часто бывает нужно обойти остановившийся на остановке автобус. Как безопаснее обойти его?
8. Для чего вдоль улицы или дороги наносится линия продольной разметки (осевая линия)?
9. О какой опасности предупреждает водителей и пешеходов дорожный знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?
10. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
11. Почему опасно переходить улицу наискосок?
12. Чем опасны кусты и деревья вдоль улицы или на обочине дороги?
Ответы к викторине для младших школьников
«Дорожные знаки»
1. «Дети».
2. Нет, не дает. Знак предупреждает водителей о том, что у школы или у детского сада, где он поставлен, неожиданно на проезжей части могут появиться дети.
3. Надо остановить малыша, не пустить его на проезжую часть улицы.
4. Зажегся свет с красным человечком, значит, стой, с зеленым - иди.
5. Только на перекрестках, по пешеходным переходам, в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
6. Пешеходы должны сначала пропустить транспорт, а затем, убедившись в безопасности перехода, начать движение, строго соблюдая правила перехода.
7. Стоящий автобус ни сзади, ни спереди обходить для перехода проезжей части улицы или дороги нельзя. Надо дождаться, когда он отойдет от остановки, и проезжая часть будет хорошо просматриваться в обе стороны.
8. Осевая линия делит улицу или дорогу на две части, на две полосы движения: по одной стороне машины идут в одном направлении, а по другой - в обратном.
9. Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума» предупреждает, что этот переезд не оборудован шлагбаумом, сигнализацией, не охраняется дежурным. Водителям и пешеходам здесь надо быть особенно внимательными и осторожными.
10. Движение пешеходов разрешается, если регулировщик обращен к нам боком, руки вытянуты в сторону или опущены.
11. Когда пешеход идет наискосок, он не видит машины со спины. Кроме того, путь пешехода становится длиннее.
12. Опасность заключается в том, что они мешают хорошему обзору улицы или дороги. Пешеходу из-за них не видно движущегося транспорта, а выход его на проезжую часть оказывается неожиданным для водителя.
Тема: Школа дорожного движения
Цель: Формирование представлений учащихся о безопасности дорожного движения.
Задачи: Познакомить учащихся с историей возникновения ПДД.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения.
Развитие умений распознавать дорожные знаки.
Воспитание общей культуры поведения на улице.
Развитие речи, памяти, воображения, мышления.
Оборудование: Презентация, компьютер, проектор, знаки дорожного движения на парты, модель светофора, знаки дорожного движения (стоп, главная дорога, велосипедная дорожка), коробка для знаков, листы А3, буквы П, Р, А, В, И, Л, О, альбомные листы, круги красного, желтого и зеленого цвета для рефлексии (на каждого человека по 3 круга).
Форма организации деятельности учащихся групповая (3 группы). Группы создаются на основе выбора ребенком кружка (красного, желтого, зеленого).
Используемая литература:
1. http://pedsovet.su/load/400-1-0-43035
2. http://two-sonnik.ru/shkola/#dm2
3. http://dou-ryabinka.ru/node/
4. http://900igr.net/prezentatsii/obg/Avtomobil/Dvizhenie-avtomobilja.html
5. http://www.envogue-blog.com/apuqmf/first-car-ever-made-ka
Ход урока
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой
- Дорогие ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке, посвященном Правилам дорожного движения.
- Похлопайте в ладоши, кто сегодня по дороге в школу переходил пешеходный переход.
- Потопайте ногами те, кто сегодня был на автобусной остановке.
- Погладьте по голове себя те, кто сегодня не нарушил правил дорожного движения по дороге в школу.
2. Сообщение цели
- Ребята, а вы любите делать открытия для себя и узнать новое? (Да)
- В таком случае я приглашаю вас в Школу дорожного движения. Ее двери всегда открыты для тех, кто хочет узнать законы улиц и дорог.
Вход в эту школу охраняет великан Светофор. Вот он наш хозяин дорог. (Демонстрирует заранее приготовленную модель светофора).
Помогает с давних пор
Друг наш, добрый светофор.
Объяснит без напряжения
Детям правила движения.
- Со всеми, кто приходит в эту школу, Светофор играет в интересную игру. А вы готовы с ним сыграть?
Тогда вперед. Игра называется «А верите ли вы?». За каждый правильный ответ вы получаете букву. Из букв мы составим слово, произнеся которое мы с вами попадем в Школу дорожного движения.
Игра «А верите ли вы?»
1. Верите ли вы, что пешеходный переход – это зебра на дороге?
2. Верите ли вы, что место пересечения дорог и улиц – это площадь?
3. Верите ли вы, что часть дороги, по которой ходят пешеходы – это тротуар?
4. Верите ли вы, что если на дороге нет машин, то мы можем переходить дорогу в любом месте?
5. Верите ли вы, что на желтый свет мы можем переходить дорогу?
6. Верите ли вы, что пешеходный переход можно переезжать на велосипеде?
7. Верите ли вы, что на зелёный сигнал светофора можно переходить дорогу?
8. Верите ли вы, что на велосипеде по проезжей части можно передвигаться только с 14 лет?
9. Верите ли вы, что машины могут ездить только по проезжей части?
10. Верите ли вы, что в темное время суток пешеходу должны иметь на одежде светоотражатели?
- Молодцы! Какое слово у вас получилось? (Правило)
Дети рассуждают.
- Для чего нам важно знать правила на дороге? (Для нашей безопасности, др.)
- И сегодня мы все в Школе дорожного движения, для того чтобы узнать и закрепить знаний о правилах дорожного движения.
3. История ППД
- А вы знаете, что правила дорожного движения были не всегда. Оказывается, пока люди передвигались по земле пешком, правил ПДД не было совсем. Для того чтобы передвигаться быстрее и перевозить тяжести, человек приручил животное и стал использовать его в качестве источника передвижения. И первым транспортным средством можно считать всадников и колесницы.
Считается, что история ПДД берет свое начало в Древнем Риме. Родоначальником ПДД считают Юлия Цезаря. Многие из правил, введенных им, существует до сих пор. Там люди ездили по узким улочкам, сталкивались друг с другом, поскольку никто не знал, как правильно ездить. Вначале, приезжающие в город должны были оставлять свои повозки при въезде в город, чтобы не заполонять ими город. Появились частные извозчики.
История возникновения ПДД в России началась с 17 века. В крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.
С появлением автомобиля появлялись новые правила, позволяющие удобно и безопасно передвигаться по улицам. Ездили первые автомобили очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения должна быть минимальной 3 км/ч .
Сейчас, конечно, движение на улицах городов и сел оживленнее, чем сто лет назад. И правила дорожного движения – это наши ориентиры при выходе из дома. Выходя на улицу и двигаясь пешком, на велосипеде или автомобиле, мы являемся участниками дорожного движения. Те, кто передвигается пешком – пешеходы, те, кто на автомобиле – водители и пассажиры.
А как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на дорогах? Что показывает нам, где можно ходить и ездить, где остановить машину или проехать на велосипеде? (Дорожные знаки)
4. Игра «Угадай дорожный знак»
- А вы хорошо знаете дорожные знаки? (Да)
- Сейчас мы в этом убедимся. Перед вами находятся разные дорожные знаки. Ваша задача внимательно послушать загадку о дорожном знаке, найти его среди знаков и поднять его вверх.
1. Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то, сидя, кто-то стоя
Что за место здесь такое?
2. Что за знак висит такой?
«Стоп!» - машинам он велит. –
Пешеход, идите смело
По полоскам черно-белым.
3. Белый треугольник красная кайма,
Чудный паровозик с дымом у окна.
Этим паровозом правит дед чудак,
Кто из вас подскажет, что это за знак?
4. Ты скажи-ка мне, приятель,
Как зовется указатель
У дороги здесь стоит
Скорость снизить нам велит.
5. Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча.
А подумайте немножко,
Что здесь? Свалка кирпича!
6. Затихают моторы,
И внимательны шоферы.
Если знаки говорят:
«Близко школа и детсад».
7. Замечательный есть знак!
Может можно здесь кричать,
Прыгать, бегать и скакать,
Петь, гулять и кувыркаться?
Отвечает знак нам строго:
«Здесь опасная дорога!»
8. В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
Здесь ходить запрещено!
5. Физминутка.
- А знаете ли вы, кого по праву называют командиром дорог и улиц? (Регулировщика)
- А кто знает, что обозначают жесты регулировщика? (Обсуждение)- Мы сейчас поиграем с регулировщиком. Готовы?
- Регулировщик показывает движение. Наша задача идти, стоять, поворачивать направо или в любом направлении.
Учитель демонстрирует слайды, а дети под музыку и под руководством учителя делают движения.
6. Игра «Помоги товарищу»
- Молодцы! Хорошо отдохнули и запомнили знаки регулировщика.
А знаете ли вы, ребята, что на улицах и дорогах города с вашими сверстниками происходят разные ситуации. В Школе дорожного движения мы обсуждаем такие ситуации, рассказываем о них, чтобы в дальнейшем предотвратить их повтор. А вы готовы разобрать? (Да)
На листочках каждая группа получает ситуацию
1. Вася решил перейти на дорогу на зеленый сигнал светофора. Только он ступил на проезжую часть, как вдруг зеленый сигнал исчез, появился желтый и затем красный. Но Вася все равно решил перейти дорогу. Чем мог закончиться Васин поступок, и что ему следовало сделать?
2. Рома катался на велосипеде в городском парке. Ему необходимо было отправляться домой. Путь домой проходил через проезжую часть. Дождавшись зеленого сигнала светофора, Рома сел на велосипед и переехал дорогу к противоположному тротуару. Прав ли Рома?
3. Миша в этот день очень спешил в школу. Он увидел, что на дороге нет машин, а до ближайшего пешеходного перехода еще 100 метров, он решил быстро перебежать дорогу. Прав ли Миша?
7. Собери дорожный знак.
- К нам в Школу дорожного движения очень часто приносят рассыпавшиеся знаки. Рассыпаются они по разным причинам – из-за неправильно вождения, сильного ветра и вандалов. Вот и сегодня нам принесли целую коробку знаков. Ребята, помогите их собрать.
8. Творческая часть «Придумай свой знак»
- На дорогах и улицах существует огромная количество знаков. А давайте подумаем, может быть, нам не хватает какого-то очень важного и нужного знака. Я предлагаю вам в группе посовещаться и нарисовать свой знак.
Учащиеся в творческих группах рисуют дорожный знак, затем его представляют.
9. Итог
- Наше занятие в Школе дорожного движения подошло к концу. Каждая группа скажите несколько слов, что нового вы узнали, что понравилось, что хотелось бы вам узнать еще о правилах дорожного движения. (Высказывания детей)
- Мне очень понравилось с вами работать сегодня. И в завершении занятия я попрошу каждого из вас оценить урок и свою работу на уроке. (На доске начерчены три круга). Если вам все понравилось – приклейте зеленый кружок туда, где у нас зеленый сигнал светофора, если не очень понравилось – то желтый кружок на место желтого сигнала, если не понравилось – красный сигнал на место красного сигнала.
Тема занятия: «Дорога – не место для игр»
Цель: Актуализировать знания учащихся по изучению ПДД; рассмотреть условия безопасности на дороге, развивать наблюдательность, ответственность при нахождении на улице; формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению.
Задачи:
образовательная:
- обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах.
развивающая:
- способствовать формированию безопасного поведения на улице и дороге,
- формировать представления о типичных ошибках в поведении на дороге,
- продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы.
воспитательная:
- формировать у учащихся культуру поведения на дороге,
-воспитывать наблюдательность, осторожность, самостоятельность и уверенность в себе,
- формировать личность безопасного типа.
Оборудование: карточки с заданиями, видеофильм, наглядные пособия.
Структура занятия:
I.Организационный момент:
Целевая установка.
II. Основная часть:
1. Объяснение учителя.
2. Выполнение заданий.
3. Просмотр видеофильма.
4. Игра «Выбери место для игры».
III. Заключение:
Конкурс «Игровая ситуация. Выводы.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения на улице, о том, где можно играть, а где нельзя.
II. Основная часть:
Учитель: Улица – это слово давно и хорошо знакомо, оно обозначает пространство между домами, предназначенное для прохода пешеходов и проезда транспорта, то есть пространство для движения. А движение когда-то имело название «уличное». Это слово было официальным термином, а документ, устанавливающий порядок движения, назывался «Правила уличного движения». Но 25 лет назад выражение уличное движение в наших правилах заменили на «дорожное движение», Правила уличного движения стали называться Правилами дорожного движения (ПДД). С тех пор в Правилах дорожного движения слово «улица» не употребляется. Но в жизни мы часто слышим и употребляем это слово: «Я живу на такой-то улице. Я пошел гулять на улицу. На улице произошло дорожно-транспортное происшествие» и т.д.
Согласно Правилам дорожного движения, «Дорога – комплекс инженерных сооружений либо полоса земли, предназначенные и используемые для движения транспортных средств и пешеходов».
Учитель: Какие элементы включает в себя дорога?
Дети отвечают.
На доску проецируется рисунок дороги, и повторяются её составляющие.
Учитель раздает задание ученикам для закрепления материала.
Учитель: Почему дорога опасна?
Дети отвечают.
Учитель: Дорога дает возможность людям передвигаться самим и перемещать необходимые им грузы. Передвижение пассажиров и грузов осуществляется транспортными средствами. Передвигаться с высокой скоростью можно только при выполнении определенных требований и к дороге, и к транспортным средствам. Из них главное – это безопасность.
Учитель: От чего же зависит безопасность на дороге? Когда про дорогу говорят, что она прямая как стрела, что этим хотят сказать?
Дети отвечают.
Учитель: Вероятно, то, что эта дорога – прямая, которая не имеет поворотов, затрудняющих движение. Однако прямая дорога ослабляет его внимание и поэтому небезопасна.
Важное значение имеет ширина дороги. Она должна обеспечивать безопасность при попутном движении, при обгоне, при встречном разъезде. Лучше, если встречные потоки транспорта разделены, на дорогах существуют специальные разделительные полосы.
На доску проецируются рисунки дорог, учащиеся пытаются самостоятельно их прокомментировать.
Учитель: Вам необходимо перейти на другую сторону дороги. Прежде чем ступить на проезжую часть, всегда следует остановиться и помнить главное: дорога – это зона повышенной опасности.
Учитель: Перечислите, какие опасности подстерегают нас на дороге. Почему дорогу называют зоной повышенной опасности?
Просмотр видеофильма.
Учитель: Ребята! А где же можно играть?
Дети отвечают.
Учитель, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движутся транспортные средства, где должны играть дети. На макете улицы на проезжей части дороги располагают модели машин, на тротуаре – фигуры пешеходов. Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей машин, демонстрируется несколько опасных положений.
Во время беседы объяснить учащимся, что игры и катание на коньках, санках, велосипедах разрешается в специально отведенных местах: на детских площадках во дворах, в парках и на стадионах и т.п.
Обратить внимание учащихся, что в городах есть места, специально отведенные для игр детей, въезд автомобилей на которые запрещен знаками, и играть там безопасно.
Игра «Выбери место для игры».
Детям раздаются карточки, на которых необходимо показать стрелкой, где можно и где нельзя играть.
Покажи стрелкой, где можно и где нельзя играть. Можно Нельзя Парк игра в мяч парк Стадион чтение книги стадион Двор кататься на коньках двор Дорога прогулка с собакой дорога Тротуар катание на самокате тротуар Проезжая часть катание на велосипеде проезжая часть |
III. Заключение:
Конкурс «Игровая ситуация»
Учитель: Мы частенько замечаем
И для вас изображаем
Шалунов на мостовой,
Тех, кто к правилам движенья
Не имеет уваженья
И рискует головой.
Чтоб несчастья избежать,
Просим им не подражать.
Учитель: Ребята, кто правильно (неправильно) ведет себя на тротуаре и почему?
Дети отвечают.
Учитель: Футбол - азартная игра.
Но не доводит до добра
Обгон и пас на мостовой.
Игрок рискует головой!
А ты где забиваешь гол?
Где нужно всем играть в футбол?
Дети отвечают.
Ответ: дети должны играть в футбол на стадионе или во дворе на спортивной площадке.
Учитель: По тротуару идет девочка, играет в мячик, незаметно выходит на проезжую часть улицы, загорелся светофор, машины начали движение.
Твой весёлый звонкий мяч
Под машину рвётся вскачь.
Уходи скорей с дороги!
Уноси банты и ноги!
Учитель: Кто скажет, где должна играть девочка?
Дети отвечают.
Ответ: на детской площадке, во дворе.
Учитель: Ребята, закон улиц и дорог, который называется Правила дорожного движения, – строгий и не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон бережёт жизнь людей.
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьёз - наверняка!
Тема: «Опасные ситуации на дорогах» 5 класс
Учебное занятие после экскурсии по родному городу
Цель:
закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения
Задачи:
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили ,кому как вздумается. А современные улицы заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улице сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, взрослые - на работу, дети- в школу.
Чтобы беспорядка не было, ГИБДД составила специальные правила «законы для улиц и дорог». Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге. Сегодня мы покажем, что знаем эти правила.
Наше занятие проведём в форме игры – виртуальной экскурсии по дорогам родного города. Для этого вам надо разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана команды.
На столах перед вами листочки-шифровки, которые нам помогут узнать, чем мы будем заниматься (перед детьми прямоугольники 3-х цветов (в соответствии с цветом круга на столе): в трех строчках среди букв спрятаны 3 слова):
“Красный” стол |
“Желтый” стол |
“Зеленый” стол |
АПЕМЯПРАВИЛАААМСЦЙ ВЫУКЯЧПРЖДОРОЖНОГО ЕКДВИЖЕНИЯХЧОТЬШЭБ |
ВАПЕШЕХОДЫПЫСЧЫФЛО РЮИПМЯЮЧПАССАЖИРЫЖ ЧЙЫУКПМОЖБЗНАКИБЮЩ |
ЕНКВСЧААМСМПММУЗЕЙ ИИСТОРИИИИПМСВЫЧЖБ СМЯАВТОМОБИЛЯОРЯЦШ |
В путь!
2. Разминка
Совершать экскурсию мы будем на виртуальном общественном транспорте , для этого мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд )
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.)
Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы.
Физкультминутка
Три сигнала светофора приглашают вас потанцевать, а мы посмотрим, какие вы внимательные. Если загорится зеленый свет, то весело танцуем, если желтый , то стоим на месте, если красный – пригрозим друг другу пальчиком.
Следующее задание:
Движение по тротуару ( практическое задание)
“Зеленый” столик – вы будете пешеходами: выйдите к доске и пройдите по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Как перейти дорогу
“Желтый” столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
Молодцы, садитесь все на места.
На остановке
Мы на остановке, ждем автобус. Дети “Красного” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)
Кто хочет добавить?
При выполнении этого задания, помогите героям рассказа запомнить правила поведения в общественном транспорте.
В автобусе (Правила поведения)
А вот и автобус. Поставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
И все ребята пошли к дверям. Володя ______________ всех, чтобы первым зайти в салон. Учитель попросил нас ____________ и пройти в автобус ______________. Водитель завел автобус и объявил по радио: «Здравствуйте, ребята! Прошу вас оставаться ______________ и не ____________ между рядами до конца поездки. Счастливого пути». Юля сразу же развернула конфету и бросила обертку _______________. Я возмутился: «Кто это будет за тобой мусор убирать?» Юля подняла фантик с пола и недовольно посмотрела на меня. Подруга Юли Зоя сидела сзади меня, она начала дергать меня за волосы. Я развернулся и ______________ на сиденье. Учитель громко сказал мне, чтобы слышали все: «Сядь на место и успокойся. Крутиться ______________». Я сел на место, все успокоились и благополучно доехали до музея.
Бегать, растолкал, спокойно, встал на колени, на пол, встать в очередь, опасно, на своих местах.
Представь, что могло бы случиться в автобусе, если бы ребята прислушались к советам взрослых. Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают. Все знаки можно разделить на несколько групп:
Соедините линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Это не просто, но вы постарайтесь, и у вас всё получится. Объясните, что эти знаки означают. Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые могут встретиться на твоём пути в школу. В окне справа нарисуй дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в школу.
Уважаемые пассажиры ,наша остановка. Выходим .Нам необходимо перейти на другую сторону улицы. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами?
Какие существуют светофоры?
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый, красный,
И очень нужный – желтый свет.
Сейчас проверим ваше внимание
Задание: Найдите 10 отличий. Слайд
Ребята, назови все транспортные средства, которые мы встретили на дорогах нашего города и увидели на слайдах презентации. Какие из этих машин перевозят пассажиров? Как они называются? Что перевозят грузовые машины?
Группа ребят «зеленого» столика подготовила для нас интересные рассказы из истории автомобилей (ребята выступают с сообщениями)
Дорогие ребята! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.
Рефлексивный экран"
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Итог урока
Спасибо за внимание, за активную работу на занятии.
Используемая литература
Арон К., Сахарнов С. Едем, плаваем, летаем… – М.,: Детская литература, 1993.
Лавлинская Е.Ю., Река И.А. Правила дорожного движения
Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма