Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира.
Дети – самая незащищенная социальная группа. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители или опекуны, или другие взрослые.
Существуют различные критерии для определения видов насилия, которые происходят в образовательных учреждениях. Как правило, в международных исследованиях применяется классификация насилия, основанная на видах агрессивных действий в отношении пострадавшего: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое (вымогательство, порча или отбирание вещей, денег) насилие. К насилию также относится дискриминация по любому признаку, которая проявляется в предвзятом отношении и различных действиях. По характеру проявления выделяют отдельные, однократные насильственные действия и систематическое, регулярно повторяющееся насилие.
Физическое насилие — это насильственные и другие умышленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избиения, ожоги, кусание, удушение, ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими предметами, переломы костей или серьезные повреждения внутренних органов, наносящие ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности.
Эмоциональное или психологическое насилие — преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям. Включают в себя наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за уважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаимоотношений. От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – родителей, педагогов, братьев, сестер или сверстников — в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.
Сексуальное насилие в отношении детей включает большое количество действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребенка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или самого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, сопровождаемые сексуальными действиями.
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека, а также возможностью ребенка «уйти» из ситуации.
Экономическое насилие проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен.
Государство Республики Беларусь охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуальных совращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю .
За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.
В каждой школе и практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны отдельных детей или даже всего класса. По статистике, до 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения со стороны одноклассников. Около 26 % матерей считают своих детей жертвами такого насилия, которое является на сегодняшний день опасным явлением, имеющим крайне негативные последствия, под общепринятым термином «буллинг». Буллинг (от англ. bullying) – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды. Основными социальными организациями, где теоретически он может иметь место, является школа, место работы, армия («дедовщина») и кибербуллинг (насилие в информационном пространстве).
Остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами.
Школьный буллинг следует разделить на две основные формы:
- Физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;
- сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексу-ального характера).
- Психологический школьный буллинг – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
-школьный кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов).
Особенности современного буллинга:
- Подростки могут записывать травлю на видео и распространять в сети Интернет;
- Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов; Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей;
- Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами;
- Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями;
Инициаторами травли могут стать:
- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;
- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);
- эгоцентристы, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
- максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте).
Причины буллинга:
- привлечение внимания
- демонстрация силы
- компенсация неуверенности и страхов
- удовлетворение потребности во власти и доминировании
- желание подражать другим
- желание устранить соперника
Поведение жертвы определяется по следующим показателям:
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых.
Технология реагирования на выявленные
или установленные факты буллинга
- При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации
- Администрация совместно с СППС школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии
- Непосредственная работа с жертвами и преследователями
Как помочь ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга :
- - в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
- - ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк;
- - успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне все рассказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»…
Буллинг – в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до суицида.
И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.
Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей учреждения образования, государства в целом, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.