КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Каждый родитель мечтает вырастить своё чадо самым умным,
красивым и успешным. Совершенно закономерным является беспокойство
родителей по поводу подготовки ребёнка к школьному обучению и грядущему
поступлению в образовательное учреждение. С целью обратить
переживания родителей в продуктивные способы подготовки детей к школе
в данной статье будет рассмотрен материал об особенностях психо-
физиологической готовности детей к обучению.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его
физического и психического развития и включает в себя несколько
моментов:
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе
важно сделать акцент на развитии познавательного интереса,
формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте
школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на
август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы
будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень
сформированности высших психических функций (внимание, память,
мышление, речь, воображение и т.д.).
Готовность социально-психологическая— у ребёнка должен быть
сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.
Проблемы адаптации первоклассников
В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой
психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает
пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут
выступить:
неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или
неадекватный уровень притязаний;
отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще
наблюдается у детей, не посещавших детский сад);
отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического
ритма — особенно важный момент психо-физиологического здоровья для
детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);
длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям
дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за
компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем,
чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем
лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто
приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном,
страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение
компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за
компьютером.);
навязанные неверные представления о школе: родители или
родственники могли "пугать" ребёнка школой, а у кого-то, напротив,
могли сформировать восприятие через так называемые "розовые очки".
Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных
ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.
Как научить ребенка правильно говорить?
Чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и психологические
трудности, запомните и используйте эти правила:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка.
Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой
материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не
торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты,
встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также
уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит
речевое развитие ребёнка.
- Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте
осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее —
тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное
слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,
напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а
понятен ли ему ваш ответ?
Правила речи (для ребёнка)
- Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет
говорить смело и уверенно.
- Всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно и неторопливо.
- Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову. Держись прямо и
уверенно.
- Перед началом речи вдохни и начинай говорить. Говори на выдохе.
- Гласные звуки произноси широко и громко. Не нажимай на согласные
звуки, произноси их легко и без напряжения.
Коррекция звукопроизношения
Главный принцип этой работы — регулярность и постоянство! Дети
должныкаждый день дома на первых порах под контролем родителей, а
потом — самостоятельно выполнять комплекс упражнений. Эти упражнения
направлены:
на развитие воздушной струи, необходимой для произнесения звуков
речи;
на развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная
гимнастика);
на закрепление правильного произнесения звуков (на речевом
материале);
на развитие неречевых процессов.
Чтобы воспитать правильное произношение одних занятий на
логопедическом пункте в детском саду или с логопедом поликлиники
мало, необходима регулярная работа дома. Родители обязаны помочь
своему малышу научиться говорить правильно!
Литература в помощь родителям
Летом есть возможность позаниматься с ребёнком и "подтянуть" его именно
в том направлении, где малышу требуется помощь. Сейчас выпускается
большое количество детской литературы, по которой и детям, родителям
будет легко и интересно заниматься. Ниже приведён примерный перечень
пособий, разработанных и рекомендуемых известными учёными-педагогами.
Коррекция звукопроизношения:
Краузе Е.Н. Логопедия. – СПб.: КОРОНА принт, 2006. – 208 с.
Парамонова Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи.
– М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 205 с.
Хватцев М.Е. Как воспитать гения: Логопедия: работа с
дошкольниками. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 258 с.
Школьник Ю.К. Логопедия: пособие по автоматизации свистящих,
шипящих и сонорных звуков. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 96 с.
Лексико-грамматический строй речи:
Безрукова О.А. Грамматика русской речи. В 2 частях. – М.: Каисса,
- – 111 с.
Косинова Е. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до
7 лет.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. –
Санкт-Петербург: Корона. Век, 2011. – 80 с.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет. –
СПб.: Корона. Век, 2011. – 80 с.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР. Альбомы в 4 частях. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008. –
32 с.
Подготовка руки к письму:
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей.
В 2 частях. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. –
183 с.
Об авторе: Натали Владимировна Глущенко, учитель-логопед ГОУ СОШ