Тема: "Экзамены без стресса"

22.05.2021

Форма:  занятие для родителей с элементами тренинга.

Цель: оказание психологической поддержки  родителям на этапе подготовки подростков к экзаменам

Задачи:

  • содействовать гармонизации детско – родительскиих отношений;
  • способствовать укреплению позитивных родительских установок в период подготовки учащихся к экзаменам.

 

Ход занятия

  1. Организационно – мотивационный этап

Ведущий. Подготовка к экзаменам для ребёнка связана  с большим напряжением. Интенсивная умственная нагрузка, ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания, боязнь не оправдать собственые надежды и ожидания родных становятся причинами так называемого экзаменационного стресса.

Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно, т.к. невозможно, скажем, уменьшить интенсивностьподготовки или изменить роцедуру проведения экзамена.Однако можно помочь своему ребёнкуправильно сориентироваться в этой ситуации. Помочь не только советами и указаниями, но и прежде всего демонстрацией своей безусловной любви и уверенности в том, что он  в состоянии справиться с предстоящими испытаниями (разумеется , приусловии добросовестной подготовки к ним).

В предэкзаменационный период родителям следует особенно стараться создавать благоприятную семейную атмосферу. Ведь детям  всегда передаётся волнение родителей. Но если взрослые чаще всего могут справиться в ответственный момент со своими эмоциями, то дети в силу своих возрастных особенностей легко срываются эмоционально.              

Цель нашего сегодняшнего занятия – познакомиться со стратегией психологической поддержки ученика в семье в предэкзаменационный период.

 

  1. Практический этап

Ведущий. Для начала разберёмся с собственными родительскими надеждами и ожиданиями. В этом нам поможет небольшой эксперимент.

 

Упражнение ”Я хочу...“

Ведущий раздаёт участникам карточки, на которых написано начало фразы ”Я хочу, чтобы мой ребёнок...“ и примерный список  ответов. Необходимо сначало выбрать из списка только пять самых важных пунктов, а затем из них выбрать три и, наконец, из трёх выбрать только – один – соответствующий самому главному желанию относительно будущего своего ребёнка.

Список ”Я хочу, чтобы мой ребёнок ...“:

  1. Сдал экзамены на высшие баллы;
  2. Поступил в ВУЗ;
  3. Был здоров и силён;
  4. Добивался во всём успеха;
  5. Добился успеха в том, что емуинтересно и что у него хорошо получается:
  6. Был счастлив, любил и был любим;
  7. Никогда меня не подводил, сделал всё, чему я его учил;
  8. В будущем сделал прекрасную карьеру;
  9. Был хорошо обеспечен материально и ни в чём себе не отказывал ;
  10. Не забывал родителей, отчий дом и всегда в него возвращался;

Участники выполняют задания и обсуждают его результаты, аргументируя свой выбор.

 

Ведущий. Мы своим детям из добрых побуждений  и на основании опыта собственной жизни желаем только самого хорошего. Но всётаки выбор своего жизненного пути каждый человек должен сделать самостоятельно. И это неправильно, когда амбиции  родителей, их нереализованные желания и мечты навязываются детям, заменяют собственные устремления молодых людей.

Именно желание их реализовать должно лежать в основе работы учащихся по подготовке к экзаменам. А роль взрослых в этой стрессововй ситуации заключается в том, чтобы учить молодых людей расставлять приоритеты, выбирая важное, не распылять силы на второстепенное.

Поэтому, пожалуйста, определите для себя, что в ваших родительских ожиданиях первично, а что вторично, на что стоит тратить эмоции и энергию, а на что  - нет. Ваше разумное и бережное отношение к своим детям в экзаменационной ситуации будет лучшей поддержкой для них.

Упражнение ”Когда я был маленьким“

Ведущий предлагает участникам  вспомнить собственные  экзамены – какой – то особенно  запомнившийся  эмоциональный момент, то, что помогло или, наоборот, помешало выдержать испытания.

Это упражнение можно выполнить письменно или устно ( в зависимости о настроения и контактности аудитории). Ведущий может стимулировать активность родителей эмоциональными подсказками. Для этого на доске (или слайде) можно написать короткие фразы и словосочетания, например:”особенно трудно...“,”самое приятное...“,”было очень сложно, когда...“, ”основным чувством в тот период было...“.

Ведущий. А сейчас я познакомлю вас  с комплексом приёмов для снятия напряжения, которым очень полезно обучить детей перед экзаменами.

 

Комплекс релаксационных приёмов

  1. Сильно напрягите всё тело и сохраняйте напряжение до счёта 7, затем расслабьтесь (2-3 раза).
  2. Наберите в лёгкие воздух и удерживайте его, сколько сможете (но не более 10 сек.), затем выдохните (2-3 раза)
  3. Потрите виски, лоб, переносицу круговыми движениями, потрите ладонь о ладонь, соедините пальцы обеих рук друг с другом, надавите и держите в напряжении до счёта 7, расслабьте пальцы, встряхните кисти рук.
  4. Попробуйте хотя бы в течение 1 минуты (потом количество минут можно увеличивать) ни о чём не думать, а далее сосредоточиться  на том, что самое главное для вас в данный момент.

 

Упражнение ”Письмо ребёнку”

Ведущий предлагает  каждому участнику написать небольшое послание своему ребёнку и выразить в нём свои чувства к нему, ожидания, пожелания , напутствия. Далее просит определить время, когда нужно отдать это послание: перед экзаменами, сразу после экзаменов, спустя какое- то время.

 

  • Рефлексивный этап. Подведение итогов

Ведущий просит каждого из участников на доске или на листе ватмана написать краткую позитивную установку для всех выпускников перед экзаменами.

Участники выполняют задание.

Карточка ”Позитивные установки перед экзаменами“

Спокойная уверенность – это главный козырь победителя. Есть цель, есть дистанция, остальное – детали. Спокойно сделай всё так, как умеешь. И результат тебя порадует!

Ты можешь всё! Сложно – это всего лишь слово, за которым прячутся люди. Сложно – это не факт, это только мнение. Невозможноеи  возможно. Пусть сложное задание станет твоими крыльями, и ты удивишь даже себя!“

Сила воли и уверенность в своих возможностях ведут к цели! Трудности, которые ты преодолеешь сейчас, станут крепким основанием твоего успеха в будущем!

 Это только хорошее начало, тренировка. Самое главное в твоей жизни ещё впереди.

Легко и уверенно используй сегодняшние возможности что – то попробовать, испытать, узнать!Это будут первые кирпичи твоего собственного яркого и успешного будущего.

Медленно, но уверенно! Ты можешь больше, чем думаешь. Не торопись и выполняй всё спокойно. Не важно, с какой скоростью ты двигаешься , главное – не останавливаться.

 Соберись и мобилизуйся! Некоторые люди в сложной ситуации мобилизуют все свои силы и знания  и удивительным образом вспоминают даже то, чего не знали. Ты как раз такой человек.

Улыбнись себе и той ситуации, в которой ты находишься! Прежде всего она интересная, а не сложная, это твой опыт независимо от результата. Настройся на победу, не сомневайся в своих силах.

Не усложняй! Часто за сложной формулировкой стоит очень простое решение. Если ничего не приходит в голову, трудно вспомнить, найди своё решение, пойди нестандартным путём.

 

        ЛИТЕРАТУРА

  1. Лебедева, Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003.- 254с.
  2. Лопатина, А.А. 500 игр по темам / А.А. Лопатина, М.Н.Скребцова. – М.: Сфера, 2001.- 320с.
  3. Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка / А.В. Мудрик. – М.: Знание, 1979. – 320с.
  4. Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг го товности к экзаменам / М.Ю. Савченко. – М.:ВАКО, 2006.- 239с.