Успех вашей речи напрямую зависит от свободного владения ключевыми словами. Можно прекрасно знать материал урока, но если спартанцев вы будете упорно называть «спартаковцами», а ваш преподаватель истории болеет за «Динамо», — проблем не избежать. Как же быть? Нужно построить «запоминалку». (Если вы любите официальные слова, то «мнемонему» или «мнемотехническую формулу».) Например, отправляясь на урок, вы напеваете: «Хорошие люди спартанцы — любили военные танцы». Будьте уверены, с современными спортсменами они уже не перепутаются.
ВЫ знаете, что без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.
1.1. Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов
Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его «привязать» к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.
Понять состав термина и связи между его частями — это уже почти запомнить его. Например, если вы не можете запомнить, что революционеры печатали листовки на гектографе, достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров — это максимум для данного аппарата. Древние греки перед важным событием приносили жертву богам — гекатомбу (100 быков). А подпольщики с одной ванночки гектографа получали 100 листовок: «Долой самодержавие!» Теперь главное — «приклеить этикетку». А именно: рассказать себе (или лучше соседу), что вот там гектограф — 100 листовок, а там греки и 100 туш — гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гекато-.
Тренинг
№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрения (недостаточность умственного развития).
№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле «Арго». Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт.
№ 3. Струг — парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI—XVIII вв. Свяжите это название со способом изготовления такого судна.
№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции — мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других?
№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции!
№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члены его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Л/сгро//). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа — новая, полис — город. Назовите людей, чьи фамилии означают «выходец из нового города».
1.2. Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации
Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются «свободные ассоциации». Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.
Произвольные связи, которые возникают, к примеру, между итальянским термином речитатив и русским речь, между греческим плутократия (власть богатеев) и русским плут, называются «народная этимология». Эти связи иногда приводят к сближению слов с незначительным созвучием (миллион — лимон) в разговорной речи.
В области свободных ассоциаций, действительно, нет никаких ограничений. Если вы связали английское пееаЧе [нидл] — «иголка» и пооаЧе [нудл] — «лапша», представив, что дырочки в лапше делают иголкой и что звук [1] в [шсП] тонкий и острый, а буквы /оо/ в слове пооаЧе похожи на две дырочки, то никто вам не скажет, что это неправильно. Это работает, и прекрасно!
Чтобы закрепить свободную связь, нужно:
а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.
Тренинг
№ 7. Слово гоплит означает «древнегреческий тяжеловооруженный воин». Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть?
№ 8. Посланник папы римского — Джованни Плано Карпини —путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал «Историю монголов».
Предложите «запоминалку» имени любознательного итальянца.
№ 9. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?
Рюрика приняли с удовольствием. «Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но потомки его будут Рюриковичами». Синеуса приняли благосклонно. «Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом». Но насчет Трувора возникли прения. «Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю».
№ 10. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава.
№ 11. Почему урядника крестьяне «за глаза» называли «курятником»?
1.3. Как запоминать имена людей
В пособиях по этикету рекомендуют чаще повторять имя собеседника. Это элементарные правила вежливости. Кроме того, каждый любит свое имя. Так устанавливается контакт между людьми. Запоминание имен облегчается тем, что внешность дает широкий выбор для связей. Вот пример запоминания фамилии из пособия 1913 г.: «Господина Орлова мы представляем себе орлом, парящим в небесах». Это правило можно распространить на имена в изучаемом иностранном языке. Тогда пан Врубель предстанет в виде воробья (по-польски), герр Швалъбе будет казаться господином Ласточкиным (по-немецки) и т. д.
Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: «Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то». И пока он размышляет над вашим «такой-то», вы быстренько составляете словесный портрет: «Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит».
Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы «Наполеон одолжил обед у Кутузова» (одолжить обед — борроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по «где мокрит», Ганнибала по тому, что ходил «он не на бал», а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные «отрепья», а Ивана Болотникова — «утопили в болоте».
Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: «Ищите родственников». Имена и отчества можно «привязывать» таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству — сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь — этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.
Тренинг
№ 12. Александра Сергеевича Грибоедова звали по имени-отчеству, как и...
№ 13. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844), под надзором которого находился Пушкин. А также — лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они «годятся в сыновья»...
№ 14. Максим Грек (в миру — Михаил Триволис, ок. 1475-1555). Как запомнить его настоящую фамилию?
№ 15. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов.
№ 16. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил «князь-папа» Матвей Нарышкин, а через год — «дядька» (воспитатель) царя — Никита Зотов. Как запомнить эти два имени?
№ 17. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт?
№ 18. Говорят, что Павел I переименовывал новоприобретенные южные города, получившие имена от Екатерины II, но Одессу спас от превращения в Хаджи-бей адмирал Дерибас, срочно прислав императору одесских апельсинов. Как запомнить этот факт?
2. ЗАПОМИНАНИЕ РЯДОВ СЛОВ
Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.
2.1. Фразы с числительными
Иногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных значительно облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа «Семь чудес света» или «Пять латинских склонений» намного лучше запоминаются, чем просто «Чудеса света», «Латинские склонения». Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: «А где еще одно чудо?»
Тренинг
№ 19. Озаглавьте текст.
Сыновья Святослава получили от отца следующие владения: Ярополк — Киев, Олег — древлянскую землю, Владимир — Новгород.
№ 20. Озаглавьте текст.
Князь Владимир принимал представителей следующих религий: волжских булгар — магометан, римских католиков, хазар иудейского вероисповедания, православных византийцев.
2.2. «Принцип четок»
Вы наверняка знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это распространенный пример «запоминалки» по «принципу четок». Так же построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку».
Отдельными «косточками» в подобной формуле могут быть не только буквы, но также начальные слоги и целые слова опорной фразы. Тот же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс — Бельгия + Нидерланды + Люксембург.
С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные «четки» для запоминания семи чудес света:
Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.
Тренинг
№ 21. Составьте «запоминалку» по «принципу четок».
Четыре мщения княгини Ольги: 1) двенадцать послов заживо погребены в челнах, 2) повторное посольство сожжено в бане, 3) пять тыс. человек посечены на могиле Игоря, 4) по три голубя и три воробья со двора, взятые в качестве дани, сожгли («пустили по ветру») город Искоростень.
№ 22. Составьте по «принципу четок» ритмически организованную формулу для запоминания имен российских императоров XIX века.
2.3. «Принцип мест»
Александр I Павлович Николай I Павлович Александр II Николаевич Александр III Александрович Николай II Александрович
№ 23. Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ?
2.3. «Принцип мест»
Представьте, что вам нужно запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует «принцип мест». Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает — вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло — на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.
Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир — монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир — всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам
2. 4. Запоминание ряда слов
Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть «шкаф-окно-стол-кресло-дверь», за которыми вы закрепляете определенные части выступления.
Тренинг
№ 24. В качестве иллюстрации «принципа мест» придумайте схему выступления, включающего блоки с вводными фразами: «Прежде всего...», «С одной стороны...», «С другой стороны...», «В заключение...».
№ 25. Попробуйте стать режиссером своего доклада и изобразить ход выступления языком жестов.
№ 26. Придумайте краткое объяснение линии времени, исходя из того, что вы находитесь на границе между годами «до н. э.» и «н. э.».
№ 27. Прочитайте фрагмент текста, написанного в стиле английского писателя Д. О'Брайена. Какой прием запоминания предлагает автор?
1 час дня (1701 г.). В это время я обычно обедаю. К нам врывается толпа оборванных и голодных школяров из школы математических и навигацких наук. Обед не удался.
2 часа дня (1702 г.). Пойду погуляю. На каждом шагу иноземные мастера. Спрашивают дорогу по-голландски, по-немецки.
3 часа дня (1703 г.). Решил купить газету. В киоске только «Ведомости» церковнославянским шрифтом, да еще в газету норовят завернуть «Арифметику» Леонтия Магницкого.
8 часа вечера (1708 г.). Мама пришла с работы и принесла книжки «Приклады како писать комплименты», и тут же папа — с порога вручил «Геометрию». И то и другое написано забавно, но буквы уже похожи на наши. Гражданский шрифт.
3. ЗАПОМИНАНИЕ ЧИСЕЛ
Числа играют важную роль в нашей жизни, особенно если выступают в качестве пропуска, пароля, адреса. Главное отличие числа от слова состоит в том, что число не обладает «избыточностью». Избыточность слова — это, проще говоря, возможность снисходительного отношения к помехам и ошибкам. За счет чего возникает избыточность? За счет того, что мы говорим больше, чем нужно. Например, вы рассказываете дома: «Сегодня в школе Марья Ивановна вызвала меня к доске на математике. И я все решил. Так что у меня еще одна пятерка». Давайте определим, сколько лишней информации в вашем сообщении:
1) ваша семья и так знает, как зовут учительницу математики;
2) если вы все решили, то, что же вам еще могли поставить?
3) о предыдущих успехах вы уже докладывали, и неоднократно.
То же самое спартанский юноша, которого учили говорить лаконично (кратко), изложил бы так: «Еще одна по математике».
В нашем словаре много синонимов. Например, слова ноль и нуль формально отличаются друг от друга на целую четверть, то есть на 25 %, а значение у них одно. А вот с числами все иначе: любое изменение цифр или их последовательности полностью меняет дату. 1861 г. (отмена крепостного права) и 1961 г. (полет Гагарина в космос) тоже отличаются на 25 %, но указывают на совершенно разные события.
Еще пример. Представьте себе такой текст телеграммы: «ест рчайье заытра». В тексте четыре ошибки. И все-таки сообщение понятно: завтра вы пойдете кого-то встречать. А вот если в телефонном номере будет хотя бы одна ошибка, то аппарат ни за что не соединит вас с нужным собеседником.
После всего сказанного вы легко согласитесь со справедливостью следующего секрета запоминаниям числа надо переводить в слова. Иначе говоря, неизбыточный ряд цифр надо превращать в избыточный словесный ряд. Это, пожалуй, самое увлекательное занятие в мнемотехнике.
3.1. Трансформация числа в ряд слов
В рекламных объявлениях телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: «Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь». К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что запоминается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 — полета, 100 — сотня, 6 — полдюжины, 2 — пара, и даже (почему бы и нет?) 21 — «очко».
Тренинг
№ 28. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?
Дата восемь-восемь-два Князь Олег сказал слова: На два-восемь-семь годов Матерь русских городов — ...
3.2. Запоминание с опорой на связи в числовом ряду
Если у вас есть интерес к математике, вам лучше опираться на связи в числовом ряду. Например, дату 1111 г. — успешный поход русских князей на половцев — можно запомнить так: произведения пар цифр равны, какие бы цифры мы ни выбрали. Шутка.
А вот серьезный пример. Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это «минус», отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х[7х5хЗ]хх0х.
Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.
990 г., то есть 09(90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).
Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 = 2+8. Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.
Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употреблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка». Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!
3.3. Запоминание чисел
Тренинг
Предложите «запоминалки» по связям в числовом ряду.
№ 29. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года.
№ 30. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год.
№ 31. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год.
№ 32. Император Александр III Александрович правил с 1881 по 1894 год.
3. 4. Перевод цифрового ряда в буквенный
Прием первый: «Что я знаю о кругах». Для запоминания числа «пи» с точностью до четырех знаков после запятой служит фраза «что я знаю о кругах». Число букв в очередном слове помогает вспомнить очередную цифру: что — 3, я — 1, знаю — 4, о — 1, кругах — 6. Итог — 3,1416.
Прием второй. Гимназисты XIX века изощрялись в разных способах шифровки цифр. Один из простейших кодов таков:
0 — н (1-я буква в слове «ноль»)
1 — о («один»)
2 — д, з («два», 2 похожа на 2)
3 — т («три»)
4 — ч, ц («четыре», сходство звуков)
5 — п («пять»)
6 — ш, ж, щ («шесть», сходство звуков и букв)
7 — с («семь»)
8 -- в, ф («восемь», сходство звуков)
9 — р, л (зеркальное подобие, сходство звуков) Чем хороши эти замены? Они помогают шифровать даты в виде слов. Но все не так просто. Например, если годы, когда Александр Ярославич (Невский) был великим князем владимирским (1252—1263), просто перевести в буквы, получим ОДПД — ОДШТ. Это, прямо скажем, мало способствует запоминанию — никаких ассоциаций. Можно взять только две последние цифры дат: 52 — 63. Но и ПД — ШТ тоже неблагозвучно. На основе ряда ПД — ШТ подбираем слова, подходящие по теме. Например, Александр Невский сказал: «ПоДай ЩиТ!» Вот в этой формуле уже спрятаны годы его великого княжения. А век приходится запоминать без шифровок. Затем необходима словесная проработка материала, которая подкрепляется воображаемой картинкой: князь Александр Невский неоднократно говорил оруженосцу: «ПоДай ЩиТ!» Но наш герой и не догадывался, что так он предсказывал годы своего великого княжения.
Иван I Данилович (Калита) был великим князем владимирским в 1328—1340 годах. Он долго сомневался, отдавать дань татарам или дожидаться набегов, а потом решил: ОТДаВать? — ТоЧНо! (1328 = ОТДВ, -340 = ТЧН).
«Запоминалки» могут носить и более отвлеченный характер. В 1353-1359 гг. Иван II Иванович (Красный), сын Калиты, был великим князем московским. Сохранялась угроза монгольских набегов (ТоПоТ коней), поэтому народ часто брался за ТоПоР (-353 = ТоПоТ, -359 = ТоПоР).
Метод цифро-буквенного кода широко используется во всем мире (цифры надо перекодировать в буквы, буквы — в слова, слова — в текст).
3.5. Запоминание чисел
Тренинг
№ 34. Постройте «запоминалку», используя «прием первый».
Петр I начал править самостоятельно с 1689 года.
№ 35. Постройте «запоминалку», используя «прием первый».
Рюрик и представители его династии правили на Руси с 862 по 1598 г., т. е. 736 лет.
№ 36. Расшифруйте три важных события в истории российского образования.
ВыШаТа видел СоН, что он свалился В РОВ.
3.6. «Принцип колодцев»
При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует «принцип колодцев», основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр I — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).
Проекция может быть не идеально точной, например: Ярослав Мудрый правил с 1019 по 1054 г., или, прилагая к нашему столетию, начал править через год после начала гражданской войны (1918), а закончил — через год после смерти Сталина (1953).
Опорными точками для запоминания любого события могут стать ваш год рождения, даты других личных событий. Такие ассоциации накрепко свяжут то, что вам дорого и интересно. Например: в 1994 г. вы получили паспорт, а за сто лет до этого короновался последний российский император. В 1980 г. родился ваш брат, а в 1380 произошла Куликовская битва. Не страшно, что эти события мало взаимосвязаны. Важно, что дата никуда не сместится, и через «колодец» ее можно будет при необходимости «подсмотреть».
«Принцип колодцев» при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события. Ниже приводится несколько примеров заданий, где по логике развития событий надо восстановить нужное столетие (см. № 51—55).
Тренинг
№ 37. Используя «принцип колодцев», свяжите события XVIII и XX веков.Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год.
№ 38. Какие приемы использованы в формуле: «Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира»?
№ 39. По образцу предыдущего задания постойте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления «вещего» Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года.
№ 40. Свяжите даты: 941 г. (неудачный поход князя Игоря на Константинополь) и 1941 г. (поражения советских войск в период начала Великой Отечественной войны).
ЗАПОМИНАНИЕ ЦИТАТ, АВТОРСКИХ ФОРМУЛИРОВОК
Дословное запоминание текстов тоже можно организовать более рационально. Для этого нужно учесть, что лучше запоминается текст, прочитанный до конца, понятый, прочувствованный, раскрашенный рядом сменяющихся образов, мысленных картинок. Лучше посвящать заучиванию по пять минут в течение десяти дней, чем пытаться выучить все в один день за час.
Заучивать стихи следует от конца к началу — это придаст уверенности и сделает исполнение более выигрышным: погрешности, допущенные вначале, будут сглажены последними впечатлениями слушателя.
Опасно заучивать что-либо, лежа на диване. Наша память тесно связана со всеми сопутствующими запоминанию ощущениями. (Об этом мы уже говорили.) Поэтому полезно мысленно повторять заученный текст в необычной обстановке, в автобусе, на ходу. Повторение не следует растягивать больше чем на 15 минут, главное — повторить текст непосредственно перед выступлением.
Учтите, что точное запоминание прозаических цитат и авторских формулировок — это не тупая зубрежка, а проявление уважения к писателю. За авторской версией всегда стоит его личность, его опыт, его эпоха.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
№ 41. Поэт Даниил Хармс говорил: «Мой телефон 32-08. Очень легко запомнить: 32 зуба и 8 пальцев». Действительно, запоминается. Почему?
№ 42. Как соотнести дату учреждения патриаршества в России (1589 г.) с мнемоформулой «Патриарх Всея Руси».
№ 43. Скульптор И. П. Мартос создавал памятник Минину и Пожарскому с 1804 по 1818 год. По «принципу колодцев» соотнесите эти даты с событиями Смутного времени.
№ 44. Предложите «запоминалку» фамилии И. П. Мартоса на основе первичных свободных ассоциаций.
№ 45. Альберт Эйнштейн запомнил телефон 36-361-144 математическим способом. Найдите свой способ и сравните с решением Эйнштейна.
№ 46. Придумайте «запоминалку».
К 1934 г. уровень самоубийств по сравнению с 1917 поднялся ровно вдвое (34 против 17 человек на 100 тыс. населения).
№ 47. Расшифруйте «запоминалку».
Обнародование СуДебных законов «Русской правды».
№ 48. Расшифруйте «запоминалку».
ДеВа Евфросинья, Спасский монастырь.
№ 49. Расшифруйте «запоминалку».
Николай II ВРуЧил РОСсию народу.
№ 50. Предложите приемы для запоминания даты.
3 марта 1918 г. — подписание Брестского мира между Советской Россией и Германией.
Дополнительные задания
_32 — начало войны России с Речью Посполитой за Смоленск _32 — договор с Польшей о ненападении _32 — Царство Польское объявлено неотъемлемой частью России
№ 52. Восстановите столетия.
_15 — первая русская пушка с винтовой нарезкой ствола
_15 — первый русский пароход совершает плавание Петербург — Кронштадт
№ 53. Восстановите столетия.
_39 — Вторжение Батыя в южнорусские земли _39 — упоминание варягов в Вертинских анналах как народа «рос» в составе византийского посольства к Людовику Благочестивому
_39 — Россия возвращает Турции Азов и Запорожье
№ 54. Восстановите столетия.
_47 — на три года отменена смертная казнь, надолго — браки с иностранцами
_47 — поэт Александр Сумароков пишет трагедию «Хорев»
_47 — начало строительства железной дороги Москва—Петербург
_47 — первое упоминание Москвы в летописи
№ 55. Восстановите столетия.
_88 — массовое крещение киевлян _88 — «Слово о полку Игореве» (примерно) _88 — открытие Томского университета _88 — роман «Доктор Живаго» издан на родине автора _88 — взятие Очакова и поражение в Крыму
Ответы к тренингу:
№ 1. Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает «небольшое количество». Поэтому олигархия — власть немногих, а олигофрения — недостаточность умственного развития.
№ 2. В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем «мореплаватели». Аргонавты плыли на корабле «Арго». Поэтому космонавта можно назвать «космический плаватель», а астронавта — «звездоплаватель».
№ 3. Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева.
№ 4. В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями «огненного боя» были легче и били точнее.
№ 5. Слово кондиции означает «условия». «Дойти до кондиции» значит «подрумяниться» (о пироге или госте).
№ 6. Как и Наполеон, «выходцы из нового города» — комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (пе\у + т,о^п), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место — город).
№ 7. Есть такая абсолютно антинаучная «запоминалка»: толстые гоплиты кричали «гоп-ля.*», и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни.
№ 8. Как запомнить имя?
а) Выбираем связь: Джованни — это Иван, Ваня. Плано — он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов. Карпини — он старательно корпел над своими донесениями, б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит, в) Вербальная (словесная) проработка: «Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит». Или то же самое, но в стихах:
Сидит Джованни-Ваня, Сидит и пишет планы. В окошко не глядит, Над планами корпит.
№ 9. Синеус — синие усы, Трувор — вор. В действительности эти имена — скандинавские. Так, (х)ус в Синеус — это «дом» (вспомнили английское Ноше), а -вор в Трувор значит «варяг, воин» (английское у/атог).
№ 10. Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили. Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).
№11. Обидное название урядника возникло по созвучию. Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители.
№ 12. Александра Сергеевича Грибоедова звали по имени-отчеству так же, как и Александра Сергеевича Пушкина.
№ 13. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783—1844) и лингвиста Востокова (1781 — 1864). Оба они «годятся в сыновья» открывателю Америки Христофору Колумбу.
№ 14. Максим Грек (Триволис). Ассоциация — три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось.
№ 15. Столица Золотой Орды — Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай.
№ 16. Например, связав с характерными для этих соборов возлияниями: «мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то» — Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных.
№ 17. Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой.
№ 18. Ключевые слова для составления формулы: Дерибас — Одессу спас. Хаджи-бей — апельсины поскорей.
№ 19. Владения трех Святославичей.
№ 20. Испытание четырех вер.
№ 21. Последовательность мщений может быть представлена как чередование четырех стихий: челны — река, вода; баня — жар, огонь; могила — земля; дым — воздух. Мнемоническая формула: вода — огонь — земля — дым. Опорное слово: ВОЗДух. В последнем случае «косточками» для «четок» служат первые буквы слов.
№ 22. Саша, Николай — Палычи, Саша, Саша, Николай — Санычи.
№ 23. Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — голубой, Б — белый (КГБ).
№ 24. Схема выступления может быть спроецирована на процесс приготовления котлеты: «Прежде всего...» — лепим котлету и кладем ее на сковородку, «С одной стороны...» — обжариваем с одного бока; «С другой стороны...» — переворачиваем лопаткой; «В заключение...» — посыпаем приправами.
№ 25. Как сделать доклад четким? Сначала вы ставите проблему. Покажите, что вы и сами не знаете, как эта проблема разрешится в конце доклада. Затем переходите к доводам. Представьте, что аргументы — это части вашего войска. Они атакуют проблему справа, слева, в центр. Закрепите это жестами. Переходите к заключению. Вывод «подайте» слушателям на открытой ладони.
№ 26. Объяснение линии времени: «Я стою между новой и старой эрами. Моя правая рука — это годы до новой эры, время движется направо. Моя левая рука — это годы новой эры, время движется налево».
№ 27. Это вариант «принципа мест». Годы последовательно проецируются на дневные часы и обычные события. Представленные исторические события иллюстрируют культурные новшества первого десятилетия XVIII века.
№ 28. Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет).
№ 29. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 — зеркальное подобие. Прожил 53 г., т. е. 51+2.
№ 30. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет.
№31. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет.
№ 32. Император Александр III Александрович правил с 1881 по 1894 год. «Третий Александр правил 13 лет».
№ 33. Леонид Ильич Брежнев руководил партией с 1964 по 1982 год. Последние пары цифр дают в сумме по 10 = 6+4 = 8+2.
№ 34. Петр I начал править самостоятельно с 1689 года. «В Москве проездом император» = 1689. Он перенес столицу в Петербург, а в Москве бывал гостем.
№ 35. Рюрик и представители его династии правили на Руси с 862 по 1598 г., т. е. 736 лет. «Варягом был Рюрик+1» = 736.
№ 36. «ВыШаТа видел СоН, что он свалился В РОВ». 863 — создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки, 1708 — утверждение Петром I гражданского шрифта, 1918 — реформа орфографии.
№ 37. Елизавета Петровна правила в 1741-1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос.
№ 38. «Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира». Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть «колодец»: 1564 — 1964.
№ 39. Условная связь между датой смерти (912 г.) «вещего» Олега и началом Отечественной войны 1812 года: «В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге».
№ 40. Неудачное начало войны повторяется каждую тысячу лет: в 941 г. неудачей закончился поход князя Игоря на Константинополь, и в 1941 г. советские войска тоже сначала отступали.
№41. Запоминается, потому что «8 пальцев» — не только парадоксально, но и легко представляется зрительно.
№ 42. Дата учреждения патриаршества — 1589 год. Три последние цифры — 589 — соотносятся с ПВР (Патриарх Всея Руси), согласно «приему второму» перевода цифр в буквы.
№ 43. С 1804 по 1818 г. — это, при проекции на события Смутного времени, с 1604 (переход ЛжеДмитрием русской границы) по 1618 (возвращение патриарха Филарета из плена в Москву).
№ 44. Например, «мартовский матрос».
№ 45. Альберт Эйнштейн запомнил телефон 36-361-144 так: «три дюжины, 19 в квадрате, 12 в квадрате».
№ 46. К 1934 году уровень самоубийств по сравнению с 1917 поднялся ровно вдвое (34 против 17 человек на 100 тыс. населения). 17x2 = 34. Эта закономерность связывает показатели и совпавшие с ними последние пары цифр в датах.
№ 47. Цифры по «приему второму» восстанавливаются так: Обнародование СуДебных законов: О — 1, Н — 0, С — 7, Д — 2, то есть 1072. Законы «Русской правды» были объявлены сыновьями Ярослава Мудрого в 1072 году.
№ 48. Цифры восстанавливаются по «приему второму» на основе ключевого слова ДеВа: 2 — Д, 8 — В, то есть 1128. Внучка князя Всеслава Полоцкого Евфросинья основала Спасский монастырь в 1128 году.
№ 49. Николай II правил с 1894 по 1917 год, а потом «ВРуЧил РОСсию народу» (-894 = ВРЧ, -917 = РОС).
№ 50. Март — третий месяц, событие имело место третьего числа, 18-й год — это 6x3. Брестский мир - 6x3, 3 и 3 = 18.03.03.
№51. 1632 — начало войны России с Речью Посполитой за Смоленск
1832 — Царство Польское объявлено неотъемлемой частью России 1932 — договор с Польшей о ненападении
№ 52. 1615 — первая русская пушка с винтовой нарезкой ствола
1815 — первый русский пароход совершает плавание Петербург — Кронштадт
№ 53. 839 — упоминание варягов в Вертинских анналах как народа «рос» в составе византийского посольства к Людовику Благочестивому 1239 — вторжение войск Батыя в южнорусские земли
1739 — Россия возвращает Турции Азов и Запорожье
№ 54. 1147 — первое упоминание Москвы в летописи 1747 — поэт Александр Сумароков пишет трагедию «Хорев» на историческую тему 1847 — начало строительства железной дороги Москва—Петербург
1947 — на три года отменена смертная казнь, надолго — браки с иностранцами
№ 55. 988 — массовое крещение киевлян
1188 — «Слово о полку Игореве» (примерно) 1788 — взятие Очакова и поражение в Крыму, 1888 — открытие Томского университета, 1988 — роман «Доктор Живаго» издан на родине автора.