Социально - педагогическая и психологическая служба

Психоэмоциональное здоровье

Рекомендации педагогам по саморегуляции

Как избавиться от стресса

Рекомендации педагогу по работе с одарёнными детьми

1)     Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

2)     Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3)     Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний 

4)     Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

5)     На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. 

6)     Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7)     Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть

на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8)     Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха. 

9)     Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10)Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

11)Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

12)Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13)Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14)Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15)Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16)Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

17)Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

свернуть

Памятка педагогам для общения с ребёнком

 1. Дорожите доверием и любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.

 2. Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.

 3. Слушайте ребенка сердцем - это самое чуткое, что у вас есть.

 4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.

 5. Больше думайте о том, какие чувства испытывает ребенок, чем о том, как он себя ведет. Часто поведение зависит от эмоционального состояния.

 6. Чувства ребенка, как и ваши, не вечны. Он, как и вы, не может злиться, ненавидеть и огорчаться постоянно. Это пройдет.

7. Ребенок имеет право принимать решения самостоятельно.

 8. Помогите ребенку осознать, в чем именно состоит ощутимый вред от дурных привычек. Запреты часто способствуют их закреплению.

 9. Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.

10. Не бейте ребенка. Ни у кого нет такого права.

 11. Согласуйте требования, которые вы предъявляете к ребенку, с его возрастными особенностями.

 12. Давайте ребенку право на ошибку. Разве вы никогда не ошибаетесь?

 13. Помогите ребенку осознать, чем его, на ваш взгляд, поведение вредит ему и окружающим, а не пытайтесь выяснить причину этого поведения. Часто он сам ее не знает.

 14. Найдите время и выслушайте ребенка. Иногда ему хочется рассказать о себе и своих проблемах.

 15. Помните, что ребенок не отвечает за проблемы взрослых.

 16. Помните, что ребенок учится у вас и хочет быть похожим на вас.

 17. Будьте искренни с ребенком, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете его, когда делаете замечание и пр. Если одобряете — одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое, ребенок это видит и испытывает смятение и неуверенность во всем.

18. Будьте готовы воспринимать ребенка как личность, отдельную от вас и непохожую на вас.

 19. Если ребенок проявляет чувства - не хвалите и не ругайте его за это. Этим вы поможете ему осознать, что чувства просто есть, и испытывать их может каждый, что чувствовать не запрещается и не стыдно.

 20. Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей. Поговорите с ним об этом наедине.

свернуть